Каждый родитель рано или поздно сталкивается с тем, что у детей случаются утренники, праздники и представления и конечно же хочется запечатлеть это событие, показать потом знакомым и родственникам, порадовать бабушек и дедушек.
Я расскажу про свой опыт съемки праздников у моих дочек. И именно с позиции родителя, потому как у профессионального фотографа немного другие цели и задачи - мне важно сфотографировать именно моих детей, по большому счету на остальных мне наплевать, а вот у приглашенного фотографа задача удовлетворить всех и снять каждого ребенка. Ну и как обычно, я за естественные снимки и эмоции.
Утренник в детском саду
Сложности и проблемы которые могут быть:
- Ограниченность в перемещении. Если Вы обычный родитель, то скорее всего не сможете передвигаться по залу во время детского утренника - обычно все сидят и смотрят как выступают дети. И вряд-ли остальные родители будут в восторге если вы чтобы сфотографировать своего ребенка будете бегать по залу отвлекать детей и мешать родителям. Поэтому сидим смирно и внимательно смотрим в видоискатель. :)
- Непонятное освещение. Очень редко когда в актовых залах бывает хороший свет, а зимой, когда на улице темно и серо, и подавно. Снимать со вспышкой я не умею, на мой взгляд, не очень хорошо и не только из-за того что что снимки могут получиться "плоскими", но и из-за того что вспышка будет пугать и отвлекать детей. Одно дело сделать один групповой снимок со вспышкой, а другое - слепить детей и окружающих каждую минуту, за такое и побить могут. Так что мой выбор (впрочем, как и в большинстве случаев) большое iso и открытая на максимум диафрагма.
- Ограниченность сюжетов. Практически все утренники в детских садах (во всяком случае, те на которых я была) проходят по одному и тому-же сценарию. Все дети сидят на стульчиках, по одному выходят читать стихи, поют\танцуют что-то вместе. Добавим сюда то, что снимать все это надо с одной единственной точки и получится что только и остается, что ловить эмоции ребенка и снимать крупным планом. Иначе разглядывание фотографий для бабушек и дедушек превратится в увлекательный квест "узнай ребенка по размытой спине" или "найди внука среди 30-ти детей".
Теперь про то как при всем этом получить вменяемые фотографии.
Для начала - светосильный объектив, чем светосильнее, тем лучше. Но тут есть одна проблема - объективы с хорошей светосилой обычно обладают фиксированным фокусным расстоянием. А значит Вы будите еще более ограничены при съемке (вспоминаем, что сидим на одном месте, передвигаться и выбирать ракурсы нельзя, повлиять на положение ребенка тоже не можем). Поэтому хорошо бы взять с собой какой-нибудь объектив с переменным фокусным, он будет на таким светосильным как фикс, но зато позволит внести некоторое разнообразие в ракурсы при съемке. Т.е. если освещение более-менее нормальное (ну хоть какое-то есть) то снимаем на зум с максимально открытой диафрагмой. Если со светом совсем беда-беда, и борьба идет за каждый стоп экспозиции то накручиваем фикс.
Теперь про параметры съемки. Диафрагму открываем насколько это возможно, выдержка не должна быть больше 1/100 (это самый крайний вариант, лучше меньше), ну а iso ставим минимальное из возможных для нужной выдержки.
Мне удобнее всего снимать в режиме A (приоритет диафрагмы), iso подбираю сделав несколько пробных кадров и оценив какую выдержку выставит фотоаппарат. Например, сначала ставлю iso 800, делаю кадр, смотрю какая была выдержка, если она больше чем 1/100, то поднимаю iso еще, снова делаю кадр, снова смотрю на выдержку и так до полного удовлетворения. После этого isо, диафграму и выдержку не трогаю и моя задача заключается только в том чтобы поймать нужный момент для снимка и сфокусироваться в правильном месте кадра (обычно это глаза ребенка).
Собственно основная задача при такой фотосъемке это ловить моменты, ведь больше ничего не остается :) Вот что получается
1/110 | f/2.0 | 35 mm | ISO 200
1/210 | f/1.4 | 35 mm | ISO 200

1/200 | f/2.0 | 35 mm | ISO 400 |

1/250 | f/2.0 | 35 mm | ISO 400 |
Здесь я вместо светлого фикса 35мм f/1.4 снимала на зум 18-55mm f2.8-4R да еще и на длинном конце, минимально возможное диафрагменное число (которое соответствуем максимально открытой диафрагме) в котором 4, обратите внимание, как сразу же пришлось поднять iso.

1/500 | f/4.0 | 55 mm | ISO 3200
Во время съемки танца и, вообще, детей в движении главное следить чтобы выдержка была не больше 1/200, а лучше еще меньше, потому что в противном случае будет смаз от движения. Вот тут на снимке видно, что хоть и выдержка была 1/400, но ленточки от помпонов все равно смазались, потому что двигались очень быстро. Хотя, лицо ребенка получилось довольно резко.

1/400 | f/4.0 | 55 mm | ISO 3200
Широкий угол пригодится для съемки общих планов и групповых выступлений.

1/280 | f/4.0 | 18 mm | ISO 3200
Детская елка
Не знаю как еще назвать, но по сути это детский корпоратив с играми, выступлениями артистов и сказками.

1/180 | f/1.4 | 35 mm | ISO 3200
Тут, в отличие от детского сада, немного другие условия.
Непостоянный свет. Софиты, лампы и прочее осветительное оборудование которые постоянно меняют цвет, свет и направление. Снимать в таких условиях в ручном режиме это значит потерять кучу времени, потому что придется подстраивать параметры съемки под освещение каждого кадра. Поэтому снова снимаем в режиме А открыв диафрагму на максимум.
Темно-темно и еще раз темно. В моем случае были вообще практически сумерки. Причем произошла странная штука. Я взяла с собой две камеры - Nikon D600 c объективом Nikorr 85mm 1.4G и мой маленький Fuji X-M1 c фиксом 35мм f/1.4. Так вот, при том освещении Никон вообще отказывался фокусироваться, настолько что мне удалось сделать всего несколько статичных кадров, а вот Фуджик исправно фокусировался практически на каждом кадре. Уж не знаю с чем это связано, но факт, может пора нести Никон в сервис... Поэтому чем светосильнее объектив, тем лучше. Но, тут у нас свобода перемещения, поэтом вполне можно снимать на светосильный фикс. Я весь вечер снимала на фикс 35мм f/1.4 и не испытывала никаких неудобств. Правда, пришлось основательно побегать, поэтому удобная обувь - один из основных атрибутов экипировки фотографа.
1/210 | f/1.4 | 35 mm | 3200
Тут видно, что все параметры съемки на грани допустимых.
ISO и так задрано до предела, больше уже не имеет смысла поднимать, потому что вытягивание в конвертере даст лучший результат чем съемка на iso 6400, диафрагма больше 1.4 не открывается, и так получилась очень маленькая глубина резкозти с которой довольно сложно снимать. А выдержка минимально возможная для съемки движения без смаза. Про открытую диафрагму хочу сказать отдельно - если диафрагма сильно открыта глубина резкозти снимка становится очень маленькой, настолько маленькой что один глаз ребенка может быть резким, а второй уже не попадет в ГРИП я уже не говорю о том, что ребенок может просто "выбежать" из ГРИП. Но зажимать диафрагму я не могу, потому что в таком случае возрастет выдержка и будет смаз, поэтому остается надежда на систему фокусировки в камере. Уследить за движениями и перемещениями ребенка поможет следящий автофокус - надо сфокусироваться на ребенке, а потому следить камерой за его дивижениям и поджидать подходящий момент для кадра, а автоматика камеры будет сама подстраивать фокус чтобы он оставался на ребенке
1/340 | f/1.4 | 35 mm | ISO 3200
Еще одно последствие непостоянно света - баланс белого. Снимки могут получатся самыx невероятных цветов, при этом одна часть кадра может быть холодного тона, а вторая теплого. Можно, конечно, потратить кучу времени в фотошопе пытаясь привести освещение такого кадра к одному тону, но у меня не всегда есть несколько часов на обработку снимков, да и не факт что оно того стоит :)
Поэтому снимаем обязательно в RAW - не стоит при съемке тратить время на подбор баланса белого (особенно с учетом того что цвет софитов и освещения постоянно меняется), потом в raw конвертере без проблем можно будет задать подходящий. При этом в установке баланса белого ориентируется на цвет кожи своего ребенка, остальное все побоку.
Два следующих снимка сняты с разницей в пару секунд, не сходя с места и в обоих случаях в конверете баланс белого выставлен одинаковый (одинаковые числа), но цветовой тон изображений довольно сильно отличается друг от друга, а все из-за софитов и меняющегося освещения. Поэтому при выставлении баланса белого надо в первую очередь ориентироваться на цвет кожи ребенка, а уж потом на белое и черное.

1/200 | f/1.4 | 35 mm | ISO 3200 |

1/220 | f/1.4 | 35 mm | ISO 3200 |
Еще одна неприятность - много людей. Чужих, незнакомых людей, которые совершенно не нужны в кадре. Тут я не имею в виду сказочных персонажей и клоунов, которые создают особую атмосферу праздника - их вполне можно пофотографировать отдельно от своего ребенка, чтобы передать атмосферу праздника. Я говорю про прочих гостей - родителей с детьми, чьи ноги, руки, головы и попы вам совершенно не нужны на фотографиях (конечно, если они не являются частью авторского замысла). Поэтому выбираем такие ракурсы, что люди были как можно дальше, как-бы в фоне и размывались как можно больше из-за открытой диафрагмы. Грубо-говоря, ребенка поближе к себе и подальше от остальных :)

1/480 | f/1.4 | 35 mm | ISO 3200
Здорово, конечно, когда удается найти задний план без посторонних людей, но тогда нет атмосферы праздника и веселья. Есть просто одинокий ребенок посреди декораций, поэтому люди нужны, но размытиые и далеко :)

1/600 | f/1.4 | 35 mm | ISO 3200
Несколько общих планов тоже пригодится чтобы передать атмосферы веселья и безумия

1/300 | f/1.4 | 35 mm | ISO 3200
Снимать детей лучше всего с уровня из глаз (ну в большинстве случаев, если нет какой-то специальной задумки). Поэтому можно расположить с камерой в каком-нибудь тихом уголке поджидать подходящий кадр глядя в видоискатель. Мне кажется бегать за детьми с фотоаппаратом в то время как они играют не имеет особого смысла - все равно не догоните, все равно не сможете предугадать где и как окажется ребенок, дети будут на вас отвлекаться и не получится искренней эмоции, поэтому просчитываем точку съемки напротив места где они игруют, и сидим ждем...
Ну а снимать динамические сюжеты очень помогает серийная съемка. 5-ти кадров в секунду будет вполне достаточно, тут еще важно чтобы в камере был относительно большой буфер памяти и высокая скорость записи на карту иначе несколько серий снимков подряд могут не поместиться в буфер, камера не успеет записать их на карту и как-бы "зависнет" на несколько секунд, а несколько секунд в динамичных сюжетах очень важны. Поэтому "скорострельность" камеры может очень выручить в таких ситуациях.

1/1500 | f/1.4 | 35 mm | ISO 3200

1/1700 | f/1.4 | 35 mm | ISO 3200

1/1250 | f/1.4 | 35 mm | ISO 3200
Из параметров предыдущих кадров видно, что я немного не уследила за изменением освещения (включили верхний свет и сразу стало светлее) и выдержка стала очень маленькая, это хорошо, но вполне допустимо засчет увеличения выдержки опустить iso, что и было сделано в последующих снимках
1/800 | f/1.4 | 35 mm | ISO 1600

Вот и все на этот раз. А как вы снимаете детские праздники?
