Как и с какими книгами мы знакомились с рождения и до полутора лет.
Рассматривание и совместное чтение книг - это самое любимое занятие у моей полуторагодовалой дочери. Из всех игрушек, которые есть в доме, книгам она уделяет наибольшее количество времени. Я всячески стараюсь поддерживать ее интерес к книгам и по мере возможности пополнять ее детскую библиотеку. Так как выбирая книги для дочери я частенько читаю книжные обзоры, решила написать свой о том, как дочка реагировала на те или иные книги в разном возрасте. Причем рассматриваю не отдельно взятые книги, а целые категории, на которые я условна разделила наши книги.
Первые книги, которые попались в руки моей дочери - это книги для ванной, которые можно грызть, мочить, гнуть и т.д. Так как моя дочь большой любитель книг с самого раннего возраста, мы не только с ними купались, но и брали их с собой в дорогу, даже если они упаду и испачкаются, вымыть их не составляет труда. Но они довольно быстро вышли из нашего обихода.
Вторая категория книг - это всевозможные книжки картонки, большую часть которых мы получили в подарок. К сожалению, найти книжки с хорошими и качественными иллюстрациями, где животные выглядели бы более - менее реалистично, а не были бы похожи на плюшевых зверят с огромными и всегда добрыми глазами, не так-то просто. А если учесть, что очень многие книги-картонки нам подарили люди, далекие от "детской тематики" не удивительно, что наша подборка довольно разношерстная. Изымать у дочери такие книги у меня не поднимается рука, потому что чаще всего это подарок, сделанный бабушками или дедушками. Хотя в нашей домашней библиотеки предостаточно книг с «неправильными» иллюстрациями, я не вижу в них ничего страшного, сама такие книги я стараюсь не покупать и их наличие у дочери компенсирую качественными книгами. Книжки картонки у нас самые "ходовые" и многие уже весьма потрепанные. Я их разделила на три небольшие подкатегории.
Первая - это всевозможные сказки. Дочка приносить их читать практически каждый день и в каждом возрасте у нее были свои любимчики. Например, первая сказка которая ее очень заинтересовала - это Рукавичка, потом у нас был период Колобка, сейчас чаще всего она приносит книжки из серии "сказки в стихах". Причем первую сказку «Репка» из этой серии нам подарили, иллюстрации мне не понравились, поэтому я не планировала, покупать что-то подобное, но дочка так полюбила эту стихотворную сказку, а мне уже так надоело повторять одни и те же слова из раза в раз, что я все-таки купила ей еще одну книжку «Три медведя» из этой серии. Когда я начинаю читать дочери новую сказки, она редко дослушивает ее до конца. С каждым разом, я стараюсь ей прочитать немного больше, чем в предыдущий раз и так мне потихоньку удается прочитать всю сказку за раз. Еще один "прием" которым я пользуюсь - это чтение на разные голоса, я изображаю как пищит мышка, квакает лягушка и озвучиваю персонажей разными голосами, в большинстве случаев дочь с большим интересом воспринимает такие сказки. Вообще долгое время, дочку мало интересовал текст книг, чаще всего она мне просто тыкала пальцам в картинке, а ей озвучивала, что на них изображено.
Вторая подкатегория - это различные потешки и стихотворения. Вот уже больше месяца (примерно с 1,3) дочка очень полюбила слушать потешки и стихи, поэтому сейчас они в нашей семье читаются чаще чем обычные сказки. Обычно я читаю их нараспев, а дочка слушает как зараженная.
Третья подкатегория - это обучающие книжки картонки: цвета, счет, формы, животные и т. д. Из этих книг, дочка больше всего любила книжки с животными. Где-то с 11 месяцев и до 1,2 она частенько мне их приносила, чтобы мы по разглядывали их вместе, но уже на протяжении трех месяцев, маленькие книжки с животными заброшены, а она в основном приносит мне различные книжки-гляделки (вильбухи) или свою детскую энциклопедию.
Третья категория книг из нашего арсенала - это поющие/говорящие книги. Книги в которых начинает проигрываться песня, отлично отвлекали Олесино внимание, когда она была совсем маленькая (от 6 мес. до года). Позже она практически перестала проявлять к ним интерес. К тому же, в двух книгах кнопка включения музыки была ею отодрана, а покупать новые книги такого плана мы не стали. Исключением стала любимая сказка "Курочка Ряба", которую она мне приносила даже после того когда у нее перестал работать "поющий механизм". А вот "говорящая книга", в которой книга сама читает текс сказок пришлась ей по душе. Первое время, она могла сидеть с ней одна по полчаса, листать страницы и слушать, что вещает книжка, но через пару месяцев дочка к ней охладела, но все равно нет-нет, да возьмет ее с полки.
Четвертая категория - это книга-панорама. Для пробы я взяла одну из самых дешевых книг такого плана, мне хотелось посмотреть на реакцию дочки и на то, как она будет обращаться с подобными книгами. Как и следовала ожидать, текст книги у дочери интереса не вызвал, все внимание было переключено на фигурки, которые она стремилась потрогать и вырвать. Поэтому книга, лишившись фигурок с пары страниц убрана мной до более подходящего возраста.
Пятая категория - книги для развития моторики, книги шнуровки. Из этой категории у нас есть книжка со шнуровкой, книга-тренажер "Одеваюсь сама" и книжка с выдвижными элементами. Книжка тренажер "Одеваюсь сама" я купила дочери, когда ей было чуть больше года и книга очень впечатлила как меня, так и дочку. Думаю не стоит рассказывать, как мне понравилась идея, что с помощью такой книжкой ребенок сможет познакомиться и освоить ряд застежек. Книжка дочку увлекла на пару месяцев, она ее таскала за собой по всей квартире и мы по много раз на дню расстегивали и застегивали все застежки. Со временем, как и многие игрушки и книги, она ей приелась и теперь дочка берет ее значительно реже, но если я сама ей предлагаю поиграть с книгой, она никогда не отказывается. Книжка шнуровка почему-то вообще не полюбилась дочери и мы с ней играли и читали ее всего пару раз и всегда по моей инициативе.
Шестая категория - книги для рассматривания (вильбухи). О, это одна из наших любимых с дочкой категория книг. Я решила купить книги нескольких разных авторов, чтобы сравнить их и понять, какие дочки нравятся больше. Так вот, абсолютно все эти книги, ей очень понравились и пользуются у нас бешеной популярностью и интерес к ним только возрастает. В книгах для рассматривания нет текста только картинки. Они отлично подходят и маленьким детям, и ребятам постарше. Например, сейчас мы просто смотрим картинки, расширяем пассивный словарный запас, ищем с ней самые разные предметы, сравниваем с теми, что есть у нас дома или на улице и т.д. К тому же, немаловажно, что это книга интересна не только дочери, но и нам с мужем, раз за разом мы видим то, на что не обращали внимание раньше. Позже можно будет усложнять поиск, прослеживать логические связи, придумывать истории и т.д.
Об этих книгах я хочу рассказать поподробнее. Самые первые книги, которые я приобрела, когда дочке был год - это книга "За городом" и книга "В лесу" издательства Улыбка.
Книга "За городом" нам понравилась с первого дня знакомства, мне кажется не было бы и дня, чтобы дочка не принесла мне ее. Книга сделана из качественного картона и стойко переносила не особо аккуратное обращение годовалого ребенка.
Книга "В лесу", порадовала меня также своей ценой, за книгу я заплатила всего 226 рублей в интернет-магазине Май-шоп. Посмотрев книгу и увидев таких животных и птиц как орешниковая соня, сипуха, серая неясыть я решила, что дочка слишком мала для знакомства с такими животными и отложить книгу для более подходящего возраста. Но при очередной ревизии в книжном шкафу, эта книга случайно попалась дочери в руки и с тех пор, она так же у нее в числе любимых книг. У меня нет цели, чтобы ребенок изучил как можно большее количество животных, но при помощи этих книг все происходит как-то само собой, естественно и непринужденно. Дочка сама приносит интересующую ее книгу, показывает животных, а я рассказываю все что знаю про это животное. Особенно дочке нравится, когда я изображаю звуки которое издает животное и она сама многих стала изображать.
Седьмая категория - это книги энциклопедии. Знакомство с книгами из этой серии мы начали с книги "Моя первая энциклопедия" и она стала для нас настоящей находкой. Несмотря на то, что у книги есть существенные недостатки (в книге есть картинки устаревшего, советского типа; некоторые иллюстрации темноваты; пару разворотов сделаны не очень качественно) ее плюсы для нас перечеркивают все недостатки. В книге собрано множество самых разных животных, птиц, рыб, насекомых, с которыми обычно принято знакомить детей. Так же тут представлены картинки по основным лексическим темам, с которыми должен познакомится ребенок (транспорт, овощи/фрукты, растения, цвет и т.д.). Когда эта книга появилась у нас в дома, Олеся неделю вообще не приносила других книг, а для нас это что -то из ряда вон выходящего, такого не было ни с одной другой книгой. На протяжении трех месяцев и до сегодняшнего дня это книга остается в топе любимых Олестных книг.
Книжки из серии "Моя первая книга фактов" я купила в магазине Fix Price, хотя животные там изображены реалистично, подумав, я поняла, что погорячилась с их покупкой. За 250 рублей которые я потратила на эти книги, можно было купить качественную книгу картонку от издательства Улыбка.
К категории энциклопедии я отнесла "Альбом по развитию речи", в которым по мимо множества разных картинок для развития пассивного словарного запаса есть много чего интересного: пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастики,звукоподражание, чистоговорки и стихи (последние два пункта с недавнего времени у нас в числе любимых, правда повторять их пока приходится мне). Альбом по развитию речи, так же входит в список самых любимых дочкиных книг и рассматриваем его мы очень часто.
Восьмая категория - книги сборники. В год, когда Олеся освоила основные детские сказки и уже более-менее аккуратно обращалась с книгами, я подумала, что мы доросли до книг сборников. Покупать много тоненьких книг я не хотела из-за того, что их скопилось очень бы много, к тому же финансовый вопрос в нашей семье играет немаловажную роль. Отличным выходом для себя я видела книги сборники. Для начала я купила книгу с говорящим названием "Самая лучшую книга в картинках В. Сутеева". Как ни странно, это единственная книга-сборник, которая не находится в свободном доступе у ребенка и которую я практически не достаю с полки. Во-первых, Олеся просто не хочет слушать рассказы из такой большой книги, она хочет ее листать. Например, рассказы и сказки Сутеева в маленьких книжках она слушает полностью, а в большом сборнике ее больше привлекает не текст, а огромное количество страниц. Я бы была не против того, что она просто смотрит книжку, но Олеся еще не очень аккуратно перелистывает страницы и мне просто жаль книгу. Такими темпами книга придут в негодность, прежде чем дочка сможет оценить ее по достоинству. Остальные книги сборники идут у нас на ура. Стихи "Петя-Петушок", я читаю дочке чуть ли не с рождения, и она до сих пор с радостью мне ее приносит и просит читать в основном одни и те же любимые стихи. Книжка со стихами "И громко и на ушко" заинтересовала дочь всего пару недель назад, на общей волне увлечения стихами, до этого она категорически отказывалась слушать стихотворения из этой книги. "Болтали две сороки" отличный сборник сказок и потешек, к тому же с замечательными иллюстрациями Васнецова. Сборник стихов Агнии Барто дочка листает, но просит прочитать только стихи из серии "Игрушки", а так как эта серия есть у нас отдельной книжкой, покупку сборника можно было отложить. "Стихи и сказки для самых маленьких" С. Маршака у дочки не вызывает эмоций и редкие стишки она дослушивает до конца, видно не доросла еще до них.
В девятую, последнею категорию, я объединила все книжки с тонкими страницами. Но из-за того, что у некоторых книг уже порваны листы, в свободном доступе у ребенка находиться только книга Лис и мышонок, у которой качественные страницы и которую дочка просто обожает. Остальные книги, я достаю очень редко, подожду пока она научится более аккуратно относится к книгам.
В заключении, хочу немного рассказать о том, как у нас организовано хранение книг. Практически все книги находятся у ребенка в свободном доступе и так было с того момента, как она могла сама брать их в руки. Но в доступе они находятся у нее не все одновременно, книги условно разделены на две части. Одна часть у нее на полке, другая спрятана у меня в шкафу, причем есть ряд самых любимых книг, которые практически всегда находятся у дочери в доступе, и я их убираю очень редко и ненадолго. Однажды я решили провести эксперимент и убрать ее самые любимые книги, мне хотелось посмотреть, какие же книги займут место любимчиков. Дочка достаточно быстро нашла им замену среди других книг, которые раньше она приносила мне для чтения не так часто. А вот, когда я убрала и эти книги (причем любимые на место я не вернула) дочка действительно начала горевать. Несмотря на то, что на ее книжной полке было порядка 15 книг, она практически не приносила мне их для чтения и видно было, что она скучает по своим старым книгам. На этом я закончила свой эксперимент, убедившись, что есть книги, которые дочке просто не интересны. По итога моих наблюдений, я поняла какие книги можно вообще убрать из доступа ребенка, а какие всегда должны быть у нее под рукой.