Теория билингвизма
В широком смысле билингвизм или многоязычие это владение двумя или более языками в достаточной степени для того, чтобы обмениваться информацией и согласовывать свои действий с носителями языка.
Многочисленные исследования выявили следующие преимущества билингвов над монолингвами: · Более развитые аналитические способности, память, внимание, умение обобщать и выделять главное, пластичность мышления
· Конкурентное преимущество при поиске работы
· Более глубокое понимания языков
· Задержка наступления деменции и болезни Альцгеймера
· Легкость в изучении последующих языков
· Доступ к нескольким культурам
· Коммуникативная гибкость
Однако, стоит отметить, что эти преимущества справедливы лишь для успешного билингвизма. Неуспешный билингвизм, под которым подразумевается недостаточное развитие обоих языков или недостаточное развитие одного из языков, может привести к отрицательным последствиям или же отсутствию положительных.
Следующие шаги позволят добиться успеха в воспитании многоязычного ребенка.
Шаг 1. Знание теории билингвизма
Критический период усвоения языка
Считается, что период от рождения до полового созревания является наиболее благоприятным для усвоения языка. В этот период происходит развитие структур мозга и подсознательное усвоение языка/языков (в том числе акцент как у носителей языка) происходит с большей легкостью, чем в более старшем возрасте.
Уровни владения языком
Дети переезжающие в другую страну очень быстро осваивают повседневный язык общения и со стороны может казаться, что ребенок прекрасно владеет языком, однако, оценки в школе по языку остаются низкими. Это объясняется тем, что для освоения базовых коммуникативных навыков повседневного общения необходимо от года до трех лет общения в языковой среде. Примером повседневного общения может служить общение на детской площадке или в магазине. Такое общение не представляет когнитивной трудности и дает недостаточный уровень языка для успешного освоения школьной программы, которая требует умение работать с абстрактным содержанием, анализировать и синтезировать материал. Более высокая языковая компетенция получила название когнитивно-академическая языковая компетенция и ее освоение занимает значительно больше времени, чем освоение базовых навыков.
Роль общения с ребенком
Для того чтобы ребёнок мог активно изъясняться на языке ему необходимо примерно 30% времени бодрствования проводить в общении на этом языки. Для понимания языка, то есть пассивного владения языком необходимый минимум составляет 20%. Из вышесказанного следует, что большее количество усваиваемых языков и более высокие цели потребует тщательного планирования и не стоит надеяться, что ребенок может в равной степени освоить более трёх языков.
Билингвизм не приводит к задержке развития речи
Задержка развития речи среди многоязычных детей встречается так же часто, как и среди одноязычных. Ребенок-билингв проходит этапы развития речи (гуление, лепет, звукоподражания ит.д.) в то же время, что и ребенок-монолингв. Запас слов в каждом из языков может быть меньше, чем у монолингвов, но при этом общий запас слов в обоих языка такой же или больше.
Подходы к воспитанию многоязычного ребенка
· OPOL (один родитель - один язык). Это один из самых известных подходов и связан с большим количеством интернациональных браков
· ML@H (язык меньшинства дома). Этот подход чаще всего актуален для семей иммигрантов, чей родной язык отличается от языка страны проживания
· Разделение языков по месту/времени (чередование языков по дням недели или чередование языков дома и на улице). Этот подход является хорошей альтернативой для родителей которые хотят вырастить билингва в моноязычной среде
· Комбинация вышеупомянутых подходов
Шаг 2. Знание теоретических основ развития речи
· Ребенок осваивает язык благодаря общению со взрослым. Ни мультфильмы, ни аудиоматериал не могут служить полноценной заменой ситуативного общения со взрослым.
· Все аспекты развития ребенка (социально-эмоциональное, физическое, языковое, умственное) взаимосвязаны, поэтому развивая язык ребенка, родители развивают его интеллектуальные способности.
Шаг 3. Цели
Необходимо сформулировать реалистичные цели, которые Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок достиг для каждого из языков:
·Понимание
·Говорение
·Чтение/письмо
·Знание исторического и культурного контекста
Шаг 4 Семейный план языкового развития
Следующим шагом после постановки целей является составление семейного плана языкового развития. План позволяет оценить, достаточно ли ребенок общается на языке для того, чтобы достигнуть поставленной для этого языка цели.
Шаблон семейного плана языкового развития
Язык 1 |
Язык 2 |
|
Понедельник |
2 часа (мама) 1 час (занятие музыкой) |
8 часов (детский сад) 1 час (папа) |
Вторник |
8 часов (мама) |
3 часа (папа) 1 час (няня) |
… |
||
Общее количество часов |
Шаг 5. Создание среды вне дома/дома
Задачей родителей является создание адекватной языковой среды, которая включает в себя:
· Организацию дошкольного, школьного образования и дополнительных занятий
· Поиск круга общения для ребенка
· Организацию поездок в страну носителей языка
· Использование игровых материалов
· Покупка и чтение книг
Шаг 6. Предоставление объективной информации
Если билингвизм не является общераспространенным явление в вашей стране проживания, то многие сотрудники сферы работы с детьми не обладают объективными знаниями о билингвизме и могут иметь предвзятое отношение к ребенку билингву из-за распространенных мифов о билингвизме. Очень важно, чтобы родители вели диалог и делились необходимой информацией с людьми, вовлеченными в образование ребенка.
Шаг 7. Знать где получить помощь
Если вы или другие люди, вовлечённые развитие вашего ребенка заметите, что ребенку требуется оценка уровня развития языка или помощь в развитии необходимо искать специалистов (логопедов, дефектологов), имеющими знания и опыт работы с многоязычными детьми.
Шаг 8. Не останавливаться на достигнутом
Язык ребенка развивается только в случае прикладывания постоянных усилий по его развитию. Это особенно важно в школьном возрасте, когда школьные занятия проходят лишь на одном языков. В случае когда ребенок начал изучать школьный язык намного позже языка родителей, остановка в развитии языка родителей грозит задержкой в умственном развитии ребенка.
Шаг 9. Поддержание мотивации для развития языка
В какой-то момент ребенок может оказаться в ситуации, что никто из его окружения не говорит на одном из языков, считает этот язык низкостатусным или замечает, что родители сами стесняются говорить на этом языке с окружающими. Такая ситуация может привести к отказу общения на этом языке. Задача родителей - поддержать интерес ребенка к языку за счет создания среды общения ребенка со взрослыми и сверстниками, поездок в страну носителей языка.
Шаг 10. Быть гибким
Жизненная ситуация может поменяться и нужно быть готовым к тому, что возникнет необходимость пересмотреть цели и языковой план и отказаться от какого-то языка или заменить один из языков на другой.