Наши ежедневные занятия (Катюше 1 год + 9 месяцев)
Очень давно мы не занимались по плану. Но после новогодних каникул, когда занятия у нас были в основном веселые и творческие, и выбирала чем именно заняться в основном сама Катюша, я стала замечать: кое-что мы упускаем из виду совсем. Поэтому решила всё-таки вернуться к плану. Вернее даже, это получится список упражнений и игр, которые я считаю необходимыми для развития и на которые мне бы хотелось сделать упор.
Список получился вот такой:
1. Карточки
2. Воображение
3. ESP (интуиция)
4. Memory (память)
5. Цветовосприятие
6. Логика и внимание
7. Пазлы, танграм
8. Мелкая моторика
9. Сенсорное восприятие
10. Рассматривание картинок
11. Конструированиие
12. Математика
13. Рисование
14. Аппликация
15. Музыка (прослушивание)
16. Логоритмика, танцы и пение
17. Естествознание
18. Сюжетно-ролевые игры
19. Чтение книг
Подсмотрев идею у девочек на ББ, сделала понедельную табличку, в которой ежедневно галочкой отмечаю что было сделано, и заодно смотрю, где пробел получается, стараюсь предлагать соответствующее занятие чаще. Весь этот список, конечно же, за 1 день мы задействовать не успеваем, но я к этому и не стремлюсь. Занятия у нас обычно 2 раза в день - до дневного сна и после него, длительность примерно от 40 до 60 минут. Иногда одно из них пропускаем (если уходим из дома на долго), иногда даже оба (если уходим на весь день. например, в гости). А иногда добавляем еще одно, третье занятие, после ужина, перед сном. В выходные и в занятиях у нас перерыв, это бабушкины дни, Катя отправляется к ним в гости с ночевкой. А бабушка у нас не по раннему развитию)))
Теперь по списку - как проходят наши занятия, и фото одного из дней прошлой недели.
1. Просмотр флеш-карт. Практически каждый день. Но Катя в последнее время как-то охладела к ним, не все темы хочет смотреть. Ей животных подавай, в виде мишек и котов, вот на кого может смотреть бесконечно . А вот сооружения, памятники, люди - посмотрит 30-40 штук и машет головой - "не то".
2. Воображение. Тут я (если уж честно) не совсем уверена в его эффективности. Получается, что я рассуждаю, вспоминаю или представляю какие-то события, описываю их. Но сложно определить - участвует ли Катя в этих "воображениях". Озвучить внятно она может совсем не много тем, предложениями не говорит и со всем соглашается.
3. Интуиция. Игра Катюше нравится, так что проходит она у нас каждый день. Использую в основном предметы - прячу что-то в одинаковых коробочках, любую игрушку или предмет.
Второй вариант игры - Угадай что - тоже использую всё, что попадает под руку - фигурки животных, детали конструктора, мелкие шарики-бусинки, овощи или фрукты.
4. Память. Катюша очень любит играть в сетку памяти, иногда раскладываю и 3, и 5 раз подряд. Неожиданно на этой неделе перешли на сетку из 12 карточек, до этого было 8 и 9. Из 12-ти еще с ошибками, но помнит расположение уже лучше меня) Скоро буду фотографировать на телефон)))
Похожие картинки - тоже игра нравится, можем смотреть до 10 пар.
Недавно распечатала игру "Путаница" от Лизы - Катюша прямо в восторге, очень оценила! Играем каждый день. Я ее приспособила тоже под тренировку памяти. Показываю картинку на 1-2 секунды и прячу, а Катя потом показывает изображение на поле, если правильно указала - выкладываем картинку как в лото. Сейчас играем с 2 полями (т.е. 20 изображений), в комплекте 5 полей по 10 картинок, так что разнообразие гарантированно.
Абсурдная история по прежнему не идет. Играть в нее Катюша в основном отказывается, а если и получается уговорить, даже цепочку даже из 5-6 картинок правильно не раскладывает. Правда, недавно заметила, что если изображен предмет, которые Катя может назвать (словом) - делает это правильно, в нужном месте, но при этом может показать совершенно другую карточку. Жду вот, может когда заговорит - дело лучше пойдет?? А пока иногда балуемся в эту игру)))
5. Цветовосприятие. С этим пунктом у нас не очень ладится. Сортировать предметы по цветам Катюша отказывается категорически, очень редко можно уговорить на это. Иногда играем с пластилином - рисую на листе бумаги разноцветные кружочки, Катя делает заплатки из пластилина соответствующего цвета. Часто предлагаю палитры. Но получаются пока только самые простые игры с ними - 3-4 карточки с разной цветовой гаммой. Если расцветки похожи - выдаю только по две карточки, и то часто путается.
6. Логика и внимание. В этом пункте пока присутствуют в основном только лото: обычные, контурные, теневые. Катюша любит все! Может подряд попросить и 10, и 15 штук. Очень избирательна в картинках - любит животных: мишек, котов, собак, птиц. Есть любимые, которые раскладываем каждый день. А есть такие, что после первого раза больше не достаем никогда. Задания из серии продолжи ряд или найди лишнее пока тяжеловаты, предлагаю их не часто.
7. Пазлы, танграм. Их Катюша не любит совсем, отказывается почти всегда. Координации не хватает развернуть детальки нужной стороной, мне помогать не разрешает, злится. Но детали одного пазла или разрезной картинки легко отсортировывает из кучи разных. С танграмом дела обстоят лучше в плане результата, но его она тоже не любит.
8. Мелкая моторика. Сюда включаются любые игры на развитие мелкой координации - пластилин, кнопки-гвоздики, сложные рамки-вкладыши и сортеры, многоразовые наклейки, просто любые игры из серии засунуть что-то мелкое в маленькое отверстие. Не скажу, что такие игры очень Катюше нравятся, но она их и не отвергает. Единственное - очень не долго может таким увлечься, 5 минут и всё, есть игры и поинтереснее.
Недавно Катя сама себе игру придумала - стянула из моего ящика скрепки в специальной коробочке с магнитом. Рассыпать - рассыпала, а когда стали собирать, оказалось, что это не такое уж простое занятие. Скрепки не проваливаются в коробочку, а примагничиваются сверху, и каждую скрепочку нужно отдельно пальцем протолкнуть в отверстие.
А я еще и сортировку по цветам успела подсунуть к рассыпанным скрепкам)))
9. Сенсорное восприятие. Это один из пунктов, на которые нужно делать упор, а никак не получается. Сенсорные коробочки Кате в последнее время совсем не интересны. Я пытаюсь такие игры предлагать во время совместной готовки еды на кухне - мы нюхаем продукты и специи, щупаем и трогаем, смешиваем... Очень большой проблемой остается великое желание всё пробовать на вкус. Не все съедобные продукты я пока даю Кате кушать, а уж когда дело доходит до несъедобных или условно съедобных - тут вообще караул. Не могу объяснить, что есть некоторые вещи, которые нельзя есть. А ей очень хочется - ждет когда я хоть не секундочку отвернусь, чтобы сразу же засунуть в рот то, что я не разрешила.
10. Рассматривание картинок. Это наше любимое! Целый день Катюша готова листать книжки. Но не все))) Все книги сразу тщательно проверяются на наличие изображений котов, ну в крайнем случае мишек. Если таковых не найдется - книга будет навеки забыта и заброшена))) Сейчас больше всего любит книги типа детских энциклопедий или иллюстрированных азбук для малышей, т.е. картинки с подписями. Тексты и сюжеты не интересуют совершенно. Даже книгу со сказками использует только для рассматривания и поиска интересных ей изображений.
11. Конструирование. Любит, с удовольствием играет. Выбор конструктора всегда остается за Катей. Масштабно строить пока не умеет, так что конструктор - это пока что большей частью развитие моторики. Но всё же я пытаюсь подтолкнуть ее к "постройкам" - башенки, домики, мебель. Развиваем фантазию, ведь один и тот же кубик может быть и машинкой, и стулом, и домом. Обращаю внимание на симметрию в постройках, геометрические формы, цвета.
12. Математика. Не интересна, может увлечь буквально на 3-5 минут, не более. К математическим упражнениям я отношу начальное обучение счету и цифрам, игру на большой-маленький и один-много, а также изучение геометрических форм и фигур.
13. Рисование. Любит, никогда не отказывается) Выбор инструментов оставляю всегда Кате. Мы используем мелки (восковые и пастель), фломастеры и краски. Чаще всего просто даю чистый лист бумаги безо всякого задания, потом спрашиваю что Катя нарисовала. Не настаиваю на использовании каких-то цветов, бывают дни, когда картины у Катюши все красные, а бывают что сине-черные. Раскраски даю очень редко. Если просит меня нарисовать ей что-то - рисую схематично, например, кружок с ушками и предлагаю уже ей рисовать дальше глаза и нос.
14. Аппликация. Нашим аппликациям еще до творчества очень далеко))) Это скорее пока что упражнения на мелкую моторику и координацию на плоскости - намазать клеем предложенную поверхность, наклеить на пустое место или в определенное место. Используем клей карандаш и ПВА.
15 и 16. Прослушивание музыки и логоритмика. Танцевать Катюша любит! Под быстрые мелодии скачет как козочка, а под медленные раскачивает попой, головой и ручками. Но (опять же) очень избирательна. Отвергает детские песни, Железнову. Отказывается повторять за мной движения, не дается, чтобы я водила за нее ручками, головой или ножками. Подпевать тоже не хочет. Освоила все приборы для воспроизведения музыки, и если не нравится - просто выключает. Стараюсь включать фоном хоть по пол часа классику, нравятся вальсы, пытается кружиться)
17. Естествознание. С этим беда. Слушать тексты из книг не хочет, убегает сразу. Поэтому пытаюсь что-то рассказывать по ходу наблюдения за происходящими вокруг нас явлениями. Еще к естествознанию я отношу тематические занятия. Например, недавно повторяли овощи: я разложила карточки с их изображениями, повторили названия, занимались поиском соответствий - находили такие же овощи среди настоящих овощей из холодильника и игрушечных аналогов, а также их изображений в других книгах.
18. Сюжетно-ролевые игры. Еще очень слабо. Сама с собой в такое не играет, тут нужна обязательно моя помощь в придумывании и озвучивании сюжета. Да и сюжетов пока осилить можем не много: строим дома, заселяем их игрушками, ходим или ездим на транспорте друг к другу в гости, готовим суп в кастрюльке, кормим и поим чаем игрушки. Можем полечить кого-нибудь с помощью набора доктора - измерить температуру, подстричь ноготки, проверить прибором ушки и молоточком коленки. Очки и стетоскоп используем для придания красоты! потому что стетоскоп служит бусами))) Выручает игрушечный домик, в котором есть разные комнаты и предметы обихода - туалет, ванная, спальня, кухня, компьютер, телевизор, мебель. Маленькие куколки там живут и делают все нужные дела.
19. Чтение книг. Тексты слушает перед сном. В остальное время Катя слишком активная и усидчивости не хватает даже на пару минут, книги она "читает" по своему и моя "озвучка" сюжета ей не нужна. Если Катюше что-то не интересно или надоело (и это касается не только чтения книг), игра или занятие заканчивается очень быстро - коротким "Всё" и сверканием пяток)))
Ну вот, в общем-то, и всё о наших ежедневных занятиях. Еще хочу сказать большое спасибо тем девочкам, которые бесплатно делятся своими материалами! В последнее время я очень редко занимаюсь поиском или изготовлением материалов к занятиям, что конечно же освобождает мне время, для чего-то полезного) В занятии, фото которого я включила в пост, использованы материалы Лизы, Марии, Александры.
Если кому-то нужно - шаблон нашего плана занятий на неделю (файл Excel) можно скачать здесь и подкорректировать его для себя.