ПРО "ЭКСПЕРТОВ"
Одна читательница Бэбиблога просто атаковала меня разного рода комментариями на тему пресловутого раннего развития. Вот выдержки из ее трудов:
«А вред раннего обучения ребенка в том, что когда должны развиваться участки мозга, отвечающие за другие функции вы забиваете голову ребенку, соответственно детский мозг перегружается и развитие идет не так, как должно.»
«…годам к 6 ребенок , который шел по программе раннего развития и ребенок который развивался по произвольной программе интеллектуально практически не отличаются»
«То что вы ребенку показываете с полугода, другой ребенок выучит в полтора-два года, только гораздо быстрее. Итог в 2 года это знают оба.»
Меня это огорчило в том смысле, что чаще всего современный родитель за всей мишурой, представленной на рынке (материалы и занятия для малышей), не понимает действительной цели раннего развития. И ручки у меня так и зачесались это разъяснить, авось развеет это чьи-то сомнения и поможет определиться «за» или «против».
Что вообще понимается под словосочетанием «раннее развитие»? Для многих это вталкивание в ребенка многих ГБ разношерстной информации. На первый взгляд оно может так и кажется. Из последнего: Мы с Агатой изучаем птиц, смотрим карточки, книги, ходим в парки, зоопарки, на набережную в поисках птиц, слушаем их голоса. Какая у этого первостепенная цель? Чтобы Агата запомнила и мне все выдала? А вот и не угадали.
Разберемся в «скрытых» целях каждого упражнения:
1. Быстрый просмотр карточек. А) Учит ребенка быстро воспринимать информацию (возможно подключая правое полушарие, которое отвечает за скорочтение, фотопамять и творчество). Б) Доносит до ребенка, что у каждой птицы есть имя, значит птицы-это не что-то одно, это много разных предметов/существ, относящихся к одной группе с общим названием. В) Пополняет пассивный словарный запас ребенка, соответственно в будущем сделает его речь более полной, распространенной и точной. Г) Развивает мелкую моторику, т.к. ребенок со временем начинает хотеть сам перелистывать карточки, имитируя манеру и темп мамы.
2. Книги. А) Провоцирует у ребенка формирование базовых навыков сосредоточивания, запоминания, решение простых задач (найти предмет на странице/картинке среди множества других предметов), самостоятельность (ребенок сам выбирает нужную книгу и берет ее с полки), умение находить нужную информацию через книги (постепенно у ребенка формируется понимание, что книга-источник знания и он учится эти знания добывать), усидчивость (в качестве комментария скажу, что это качество тоже требует работы; Мы с Агатой начинали с 3 русских и 1 языковой книги в день, сейчас (в 10 месяцев) мы читаем до 10 русских и 5 языковых книг в день), тренировка мелкой моторики (переворачивание страниц), развитие мышления в целом.
3. Посещение мест. Комментировать не буду. Прочитать смысл этого можно здесь
4. Голоса птиц. Я не собираюсь делать из ребенка орнитолога. Однако, думаю, что прослушивание служит нескольким целям: А) эстетическое воспитание; Б) расслабление после интеллектуальных занятий или вечером перед сном; В) привлечение внимания ребенка к природе в целом.
Вывод мой таков: раннее развитие-это не мгновенный результат в виде конкретных знаний. Это долгоиграющая история, цель которой формирование разнообразных навыков, которые помогают ребенку стать не просто «хорошим учеником в школе», а многогранной и возможно неординарной личностью.