О простом детском счастье
Мама + развитиеПриблизительно два года назад я очень активно увлеклась вопросами сенсорной интеграции. И чем глубже я погружаюсь в тему, тем больше убеждаюсь в том, насколько важно расширять для детей границы получения сенсорного опыта. Самого разнообразного. Мы живем в больших городах, нашу жизнь максимально упрощают различная бытовая техника, гаджеты, приспособления и машины. Мы боимся, что малыш испачкается и нахватается микробов, стремимся его поскорее умыть, переодеть, вытереть, не любим, когда ребенок разбрасывает, рассыпает, разливает. И получается, что всеми своими действиями и страхами, мы крайне ограничиваем детей в получении разнообразного сенсорного опыта.
Я уже неоднократно сталкивалась с мнением, в котором рост количества детей с расстройствами аутичного спектра связывают в том числе и с ограничением получения сенсорного опыта. Но интуитивно мы все понимаем его важность и необходимость, поэтому так популярны ныне различные сенсорные занятия, кружки, комнаты.
Я вспоминаю собственное детство и не могу не думать о лете в деревне, у бабушки и дедушки, в белорусской глубинке, куда меня каждый год привозили в мае и забирали в августе. И тут же мое тело - ноги, руки, кожа, губы, даже нос - реагирует на эти воспоминания. Мои ступни помнят обжигающий жар раскаленного на солнце песка и торфа. Жидкой грязи и глины между пальцев, когда после дождя идешь по дороге или лепишь «кулички». Острые уколы камешков, шелковистость травы, обжигающий холод студеной воды из колодца, теплоту парного молока. И все эти запахи и звуки… И все это сливается в одно яркое и острое ощущение детского счастья - когда важны и нужны простые в своей основе вещи.
Сегодня ночью и утром у нас шел дождь. Днем было солнечно, но самые глубокие лужи еще не высохли. Дочка с утра пошла в сад в резиновых сапогах и когда вернулась домой, попросилась походить по луже около дома. Я разрешила, села на скамейку и стала наблюдать.
Сначала она ходила осторожно и аккуратно, потом, увлекаясь, начала двигаться быстрее и резче. Потом - прыгать, да так, что брызги летели выше ее головы. Она приседала и окунала в лужу сначала только кончики пальцев, затем, не получив от меня заечание, - полностью ладошки.
Я подошла ближе и ясно увидела в ее глазах, что и этого ей недостаточно, что хочется еще большего. И знаете, что я ей предложила? Я сказала ей, что если ей хочется, она может сесть в лужу.
Ее удивлению не было предела. Каааак? Можно сесть в лужу??? Зимой??? Можно замочить штаны??? И куртку??? Испачкаться??? Да, можно. Мы потом все отмоем, постираем и высушим. Вместе.
И она опустилась в лужу. Сначала коленками. Заверещала от восторга: какая холодная вода!!! А потом-таки и попой в нее ненадолго уселась.
Вы думаете, это всего лишь получение сенсорного опыта? Я отвечу так: да, и это тоже. Но на самом деле этот сенсорный опыт вдохновил ее на настоящую фантазийную игру. Она представляла себя волшебной бабочкой, которая живет на берегу озера, летает над ним и любуется в его зеркальном отражении облаками и небом. Днем она только легко касается своими лапками прозрачной воды, зато вечером… Вечером, когда на небе появляется первая звезда, бабочка окунается в озеро и превращается в прекрасную принцессу.
Призываю ли я этим своим постом позволять ребенку абсолютно все и валяться в любой луже?) Нет) Но не могу не думать еще и вот о чем...
Случился ли бы этот полет ее фантазии, если бы я не пустила ее в эту лужу? Думаю, нет. И для меня это прекрасный пример того, как важно и нужно расширять границы и снимать некоторые запреты. Прежде всего мне самой для себя самой.
Как мало ребенку нужно для счастья - лужу поглубже и чтобы никто не трогал.
Ваша Светлана