Развитие речи от рождения...
Хочу сегодня написать огромную портянку про развитие речи. Может это кому - нибудь и поможет.
Как родилась моя дочь, так я ее все умелки стала сравнивать с сыном, а так же с ребенком знакомой. Есть у меня повышенная тревожность, не без этого.
Где то в районе 2 месяцев дочь начала издавать гласные звуки, в основном а, о. Повторяла за мной эти звуки активно. Еще тогда я заметила, что у нее одни гласные и нет согласных - к и г. Сравнивала с сыном, тот в 2,5 месяца гулил во всю использую четкие агу, аги, гу и тд...
Ну думаю, подожду. В 7 месяцев первый отит! Причем все отиты у нее гнойные! Я вообще не знала про эту болезнь. Так как в моей жизни их не было некогда, в том числе у сына. Потом уже муж мне рассказала, что до класса 5 го он ими постоянно страдал. Этот отит дал толчок проверить слух у дочери.
У нас в городе нет проблем взять направление к сурдлогу. Поэтому очень быстро мы оказались у врача. Там прошли кучу обследований, в том числе и КСВП. Одно ухо показывало возможную тугоухость 2 степени. Но врач сказала, что на фоне отита нет смысла ставить диагноз и отправила ждать 1 год.
Время подошло, дочь росла, развивалась. Но лепета не было в 8 месяцев, как у сына. Появился он только в почти 10 месяцев и был вообще очень скудным. Было только мамама и папапа. Все!!!! Я то знаю какой может быть лепет! У сына он был ярким, мощным, разным! У него вообще рот не закрывался.
Я реально стала чувствовать, что то не так!!! При чем везде пишут, что лепет - это этап развития речи!!! Если у ваших детей нет лепета или плохое гуление и скудный лепет, это не норма!!!
В год мы вновь съездели к сурдологу. Нечего не изменилось, ухо так и не слышило некотрые частоты. Поэтому нас поставили на учет. Сказали приезжать уже в 2,5 года.
В 1,4 года дочери мы всей семьей поехали отдыхать на наш юг. И опять отит!!! Видимо где то успели продуть уши(((
Но видимо отдых пусть и не самый лучший помог дочери дать толчок в речи, она вдруг стала нас осознано звать мама и папа.
Отит мы вылечили по пути домой в поезде за 2,5 суток))) ну плюс еще долечивали 3 дня уже дома.
Ну думаю, может пойдет все таки речь. Сын же тоже обращенно начал говорить в 1,4 года. Но за три месяца речь не сдвинулась с места совсем.
В 1,7 года у дочери появились слова дядя, баба, звукоподрожания корове с закрытым ртом, кошке. На перед скажу, это не норма, если ребенок не открывает рот, когда говорит. Это указывает на слабые мышца рта, языка, щек! Необходимо делать гимнастику и массаж.
Жду месяц, два, три... Речь так и стоит, прогресса ноль. Единственно появилось на машину бррр, мышь почему то говорила па па вместо пипи, цыпленок тоже. То есть по факту не было гласнных, кроме а и о!!! Это тоже не норма. Это нарушение артикуляции или опять же слабые мышщцы лица, губ, языка. Но я об этом не знала, однако, меня это очень тревожила. Я даже как то здесь на сайте задавала вопрос на эту тему.
Решила позвонить знакомой ( у ее сына была проблема с речью, он заговорил только в 5 лет). Она дала мне номер хорошего логопеда. Логопед сказала, что надо наблюдать и заниматься с ребенком, делать гимнастику. Плюс лето (горки, лужи, песок и тд) могут дать толчок в развии речи.
Я решила подождать до 2 лет.
С 1,7 года я начала дочери при чистки зубов делать массаж языка, щек, губ зубной щеткой каждый день. Плюс мы с ней начали играть в разные крупы (рис, горох), пальчиковые краски и пластилин.
Эффект я увидела в 2,1 года, когда неожиданно баран у нее сказал бе, а коза ме, цыпа пи!!! Это был огромный толчок в речи!!! У нее появились новые гласные!!!
Я продолжала так же заниматься и летом, много гуляла с детьми, включила в игру воду, помогала лазить на горки, кататься на качелях... Это своего рода сенсорная интеграция, ну или одна из ее разновидностей.
Наступила осень. Дочери исполнилось 2,4 года. Слов было наверное масксимум 10. В этот момент появилось да и нет, что меня несказанно обрадывало!
Но речь по возрасту вообще не соотвествовала. Сын у меня уже в это время наизусь читала Чуковского "Краденное солнце". Правда потом оказалось, что он вообще рано заговорил, особенно для мальчика)))
Меня беспокоило, что дочь не могла сказать слово тетя и деда, то есть слова с разными слогами. У нее просто это не получалось, выходила тятя и дядя...
А мы по альбому Батяевой не могли пройти дальше, так как имена Аня, Ваня, Вода, ваза она не могла даже произности!!! Это не норма в 2,4 года!!!
Я опять позвонила логопеду и она сказала, что да надо начинать заниматься. Дала мне номер логопеда, которая работает с детьми с тяжелым нарушением речи (ТНР) в специализированном саду. Мы туда естественно съездели и на осмотре этот специалист сказала, что дочь будет говорить обязательно, она всю понимает, все делает, а это самое главное. Но взять она ее не может, только после 3 лет!!! Но я не хочу ждать 3 лет!!!
Я еще в дзене нашла очень хорошего специалиста под названием Спецагент мама. Советую посмотреть ее видио. Многое из этого мне пригодилось для занятий.
Я решила, что пора начинать более усиленно заниматься.
Где то в районе 2,4 года у дочери появился глагол дай. Я этого ждала как манны небесной. Сначала она говорила да когда просила, я конечно же давала, что ей надо и попутно поправляла дай. Через неделю он уже начала говорить правельно. Я на основе игры ввела первую фразу: мама, дай. Потом расширела до первого мини предложения: мама, дай ме (козу) или мама дай биби (машину). Это была наша первая победа!
Опять же из беби блока я узнала о группе в контакте: зрр, зпр,моторная алалия. Я написала в эту группу по поводу речи дочери. И один человек, логопед написала, что возможно это диспраксия. Это когда ребенку трудно переключиться из одной артикуляционной позы в другую, то есть слить слоги во и да в слово вода.
Нашла видио Ветвицкой на эту тему. И поняла, вот где кроется наша проблема в речи! Начала заниматься с ребенком. Некоторые занятия есть у меня в дневнике.
Учитывая, что дочь у меня упрямая и не всегда хочет заниматься, то ввела вкусняшки как мотивацию, а так же начала проиграть с ней сценки, так как в игре очень много закрепляется слов и даже фраз! Это особенно важно при работе с маленькими детьми.
Нашла книгу в электронном варианте Ивацова. Слоги. Где мы каждый день пропевали слоги в разном порядке. Таким образом учились переключаться на разные артикуляционые позы. Это важно для детей с диспраксией.
Когда мы это пособие прошли по второму разу, то я начала прохлопывать слова, так легче переключиться ребенку. Дочь у меня любит прыгать с 1,7 года, поэтому мы стали с ней скакать на каждый слог) это было весело и главное это дало толчок в слияние слогов в слово!!!
Мы живем на 4 этаже 5 этажного дома, лифта нет, а значит спусклись и поднимались ногами, пешком. А значит и здесь можно тренироваться в переключении. Ступенька слог - во, другая ступенька слог - да, получалась вода! Тоже отличный вариант.
Плюс для детей с диспраксией надо учить переключать все тело, то есть ползать попеременно левая рука, права нога, учиться правельно лазить и тд. У меня есть в дневнике некотрые моменты на крупную моторику. Скажу одно, это очень тяжело ребенку с диагнозом.
Благодаря этому дочь научилась говорить слова 1 слоговой структуры - вода, ваза, миша, киса и тд.
Начала вводить глаголы в повелительном склонении - иди, неси, лети и тд. Паралельно проигрывая это все в играх.
Плюс мы начали зниматься по книге Иванцовой Фразы. 1 часть. Ее мы тоже прошли на 3 раза. И дочь начала говорить фразы: папа иди сюда, Женя дай ту-ту, папа дай пи (ть). Это новая победа!!!
Я какое то время возила дочь к логопеду один раз в неделю около 3 месяцев, пока не поняла, что возить нет смысла, так как речь набирает обороты благодаря нашему совместному тандему с дочерью. Поэтому дальше мы начали заниматься только вдвоем, без логопеда.
Одно мне понравилось , у логопеда все было через игры, так что это дало мне еще один толчок на придумывание игр с ребенком, чтоб стимулировать речь.
После того как были отработаны слова 1 слоговой структуры речи, дочь неожиданно начала говорить 3-ю, перескачив 2-ю. Это слова из одного слога пар, дым, конь, тень и тд.
Мы начали заниматься плюсом еще и по сайту "Инфоурок". Там очень много различных игр и пособий. Советую.
Речь прорвалась у нас в районе 2,8-2,9 года, когда каждый день начали появляться слова по десятку за день. Дочь стала говорить как маленький взрослый, лепетные слова стали изчезать из речи. Речь перешла на новый этап!
Кстати 2 слоговая структура слова, это слова из 3 открытых слогов - панама, пижама, монета, бегает, думает и тд. стали появлять недавно и сразу пошли вход. Но, над этим мы тоже бились долго.
На данный момент есть частично слова из разных слоговых структур, но работать над этим еще надо.
Кстати звуков к и г нет, они заменились на т и д. Дочь говорит: Хочу дулять вместо гулять, дусь вместо гусь... По совету логопеда пытаюсь вызвать эти звуки с помощью покашливания. Но пока не как. Хорошо, что звук х вызвали, это уже что-то.
Часть звуков в процессе появления речи начала сама появляться. Это ч, щ, х, ц. Нет ш,к,г,р,л, местами нет з и ж. Но это пока дело времени, главное добить речь до нормы.
Как я писала ранее, дочь говорила закрытым ртом - му, не могла сказать слог ту и ду. Когда она научилсь делать артикуляционную гимнастику - дудочка, то постепенно эти слоги стали сами. Еще раз понимаю, что без этой гимнастики таким детям не заговорить! Это важно!
Возможно дочь чистый диспраксик, моторной алалии у нее нет, она сразу начала правельно спрягать глаголы. То есть я иду маме, я не вижу папы и тд. Пока нет предлогов в, на, к и тд. но думаю это дело времени.
Где-то в районе 2,8 года я научила ее говорить моя, мой, мои, мне. Ввела местоимения. Вчера она первый раз использовала местоимение - он в речи.
На данный момент дочери 2,10 года. Она очень много говорит, как говорится, рот не закрывается)))) Дочь играет и озвучивает все свои действия, проговаривает. Стихи котрые я ей читаю, дополняет словами по смыслу. Пока может рассказать только легкое стихотворение - гуси гуси - га га ( дуси, дуси да, да))) А ведь мой сын такое рассказывал в 1,8 года!!!
Могла ли она заговорить просто так без моей помощи? Задаю себе иногда вопрос и не могу ответить.
Стала бы я ждать, когда речь ее сама пойдет. Однозначно, нет. Ждать бы я точно не стала бы!!!
Родила бы я второго ребенка, если бы она была первой? И тут нет ответа)))
Но самое главное, что мы с ней вместе смогли запустить речь!
Продолжение следует...