Про зайцев из овалов или как правильно рисовать с детьми.
О детском рисованииПомните, я вам обещала статью про зайцев из овалов или как правильно рисовать с детьми.
Делюсь с вами своим мнением.
Говоря о рисовании с детьми самое главное определиться с понятием - Что именно вы вкладываете в "рисование"?
Для ребенка рисование - это неотъемлемый элемент развития. И только. Его рисунки не обязаны всем нравиться или быть похожими на реальность. И уж тем более они не претендуют на звание шедевров искусства. Ребенок скорее экспериментирует с материалами и техниками, а еще рисунок служит эмоциональной точкой его переживаний. Все, о чем думает ребенок, вы можете увидеть в рисунке. Это могут быть сначала простые каракули, но их характер уже на этом этапе покажет вам какие-то важные знаки. Выбор цвета, характер зарисовок - все говорит о том, что ребенок очень эмоционален в рисовании. Он может рисовать яркими красками - желтый, красный, зеленый, синий. Все будет красиво в процессе, а вот результат может стать для вас разочарованием. Лист, в процессе смешивания всех красок, приобретет грязный оттенок. А мы получаем рисунок как конечный продукт его творчества и хотим, чтобы он был похож на жизнь, чтобы получился "красивым". Но тут как раз нужен опыт ребенка. Важно помнить, что у детей все по-другому устроено. Они творили и этот процесс был для них увлекателен. А это самое важное!
Одним из частых вопросов, который мне задают стал вопрос - "что делать если ребенок просит нарисовать, скажем зайца (кошку, машинку….)?''
Обычно дети в возрасте от 1,5 до 2,5 лет очень любят, когда мама рисует им по заказу. В более старшем возрасте ребенок скорее вас научит это делать. Но это все условные границы. Все дети разные!!! И я сейчас не буду говорить о том, что совместное рисование полезно, мы помним - что если мама не рисует, ребенка гораздо сложнее приобщить к этому процессу. Итак, что делать маме, когда малыш просит рисовать. Я для себя нашла способ, который меня устраивает во всем. Обычно во время рисования с сыном, я сажусь напротив него. И рисую ему "на заказ" левой рукой, да еще и вверх ногами. Отличная тренировка правого полушария, скажу вам я. Да к тому же получается очень интересно и нешаблонно. А я всегда против шаблонов. Поэтому в моем понимании рисовать зайца из овалов (здесь я использую этот термин, который говорит о всяком рисовании по образцу) нельзя!!! Это касается рисования именно с детьми. Потому что такие "зайцы" довольно часто встречаются например в мультипликации, где художник изначально нацелен на узнавание шаблонного образа.
Для ребенка этапы в рисовании совершенно недопустимы!
Вообще говорить об этапах рисования в данном контексте нельзя! Само слово "Этап" подразумевает шаблон. Вы можете сказать, что мне легко говорить, я ведь закончила художественную школу…
Да, это верно и мне, безусловно, проще. Но давайте еще раз вспомним, что для нас рисование - это элемент творческого воспитания! Мы же не собираемся вырастить из ребенка художника. Конечно, он может стать им, если сам захочет. И это будет уже его выбор в более вдумчивом возрасте, а сейчас наша задача как раз научить его думать, фантазировать, мыслить нестандартно и использовать свой визуальный канал! А для этого рисование и создание всякого рода фантазий - отличное решение! И давайте не будем сами пользоваться чужими шаблонами - пусть это будет ваш рисунок, и не сомневайтесь, он уже выиграет по сравнению с шаблоном! Ведь, если вспомнить себя в детстве, то думаю, все без исключения умели рисовать. И делали это совершенно естественно! Но, к сожалению, наша система образования, как только мы с ней сталкиваемся, игнорирует способность к визуальному языку. И этот канал просто закрывается для нас, но, тренируясь, мы сможем снова им пользоваться.
Поэтому отложите книжки, наподобие этой. (я даже специально ее купила, посмотреть как же это так просто научить рисовать).
ТАК РИСОВАТЬ С ДЕТЬМИ НЕЛЬЗЯ!
И дудлите, что значит - рисуйте спонтанно.
Еще хочу остановиться на обучении в художественных школах. Я сейчас говорю об академическом рисовании для деток от 10 лет. Для них уже становится важным не только процесс, но и результат. Рисование - как накопление знаний о построении натуры, анализе формы, цвета, приобретение опыта и познание природы в целом. И понятие "рисование овалами" уже несколько иное. Есть порядок изображения натуры, правильная передача пропорций, цвета, но, как в любом творческом процессе строгих правил не существует. Вспомним, к примеру, Дега который линией "ловил движения", и балерины его, как на фотокадрах, реалистичны.
Ну и вернемся к овалам.
Многие пишут, что для них рисование овалами (рисование по образцу) помогает наиболее точно передать пропорции, строение. Это все правильно, но вспомним, что вы уже взрослая сформировавшаяся личность и в понятие овала вы вкладываете намного больше. Это уже не плоская фигура, а объемное тело. И вы его представляете именно так. А детям сложно отождествлять зайца реального с зайцем собранным из овалов. У них еще не достаточно развито пространственное мышление. Сейчас для них гораздо важнее поймать линию, которая передает движение, покой, эмоцию.
Взять, например, натуру неподвижную. Возможен анализ формы, возможно упрощение ее до геометрических тел (овалов). Но в основном ребенок никогда не будет проводить такой анализ. Он рисует из своих впечатлений, эмоций. В них все находится в действии и упрощения до геометрии не происходит. Это свойственно академическому рисованию, о котором я писала чуть выше и детки там старше. А если натура подвижна, то упрощая ее до геометрических тел, вы можете лишиться той живости рисунка.
Вот, надеюсь донесла понятно то, о чем хотела рассказать)
А еще у меня к вам огромная просьба! Давайте тут выкладывать своих "зайцев"! Мне очень хочется увидеть как вы организуете процесс совместного рисования!
P.S. На фото рисунки Егора - Петух - нарисован в возрасте 2,7 лет, пчела - в возрасте 1,7лет, наша семья - 2,3 года. Думаю без труда можно найти все образы, хотя до реальности конечно далеко, да и не нужно. У ребенка свой взгляд и он все точно и эмоционально передает рисунком.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------























