Игры и развитие с ребенком 6-8 месяцев
Новые навыкиПосле шести месяцев, когда я переселила Илью на пол, я поняла что игрушки его развлекают минут от силы тридцать или сорок в лучшем случае, и, во-первых, они ему быстро надоедают, а во-вторых никак особо не развивают. Ну вот лежит он и обсасывает погремушку, тянет подвесную игрушку, колотит об пол машинку, грызёт шуршащую книжку или слушает минут 15 музыкального слона, и что ему это даст? Какое развитие будет от такого времяпровождения? Он ничему не научится, ни с чем не познакомится из этого мира. Да и как часто оказывалось, что все накупленные игрушки оказывались невостребованными, а играл ребёнок в какой-то набор «мусора» по мнению родителей, детских сокровищ из предметов быта, собранных самим ребёнком со всей квартиры. Пульт, тапок, крышечка, ручка.. так что накупать новых игрушек я тоже не стала.
Не-игрушки, нынешние фавориты Ильи:
Игрушки, которые теперь игнорирует:
И в то же время я заметила, что когда я бросаю все дела и активно занимаюсь с Ильей, то он очень счастлив, улыбается, смеётся, пытается что-то лепетать, у него активное внимание, и в целом он чему-то быстрее учится. Ну, собственно, это не открытие Америки, конечно - развитие у детей происходит через взаимодействие с людьми. Поэтому я решила, что мы немного отставим в сторону надоевшие игрушки и разнообразим наши совместные игры.
Может кому-то будет интересен мой опыт или идеи наших игр. Всё на самом деле очень просто и либо придумано само, либо всплыло из собственного детства, или подсмотрено тут на Бб у блогеров, пишущих подобные посты.
Некоторые идеи почерпнуты у замечательного флешмоба-проекта, проходившего на Бейбиблоге в 2014-2015 годах «Семь.Вместе», про игры и взаимодействие мамы с ребёнком семи месяцев (у них было продолжение на каждый месяц, и я к нему перейду потом).
Ссылка на проект: https://www.babyblog.ru/user/feeriyanef/230875
Также понравилась серия видео Валентины Паевской о играх и развивающих занятиях с ребёнком: https://www.youtube.com/playlist?list=PLL8D1YD9VI5WvzTA7TgYNiBEA-oQgjkTg&feature=share
Что нужно детям в этом возврате? Общение и двигательная активность.Теперь мы с Ильей играем: в подвижные игры, с некоторыми его игрушками вдвоём, в знакомство с бытом и квартирой и игры на физическое развитие.
• Музыка.
Иногда, когда всё надоело и работать говорящим радио тоже, я включаю нам музыку - классическую или неоклассику, которую люблю сама (Илья Бешевли, Людовико Эйнауди, Фабрицио Патерлини и другие), или подборки из группы с детскими песенками (https://vk.com/kidsmelody). Когда я подпеваю любимым песням из детства, то Илья в такие моменты особенно смеётся, типа нифига какая мама смешная и голос у нее смешной.👻
Ещё мы купили ксилофон и колокольчик и теперь пытаемся извлекать самостоятельно звуки. Правда извлекаю я, а Илья сидит рядом и радуется.
• Физическое развитие
Первая моя задача - смотивировать его развивать ползание. Весит мелкий уже 10 килограмм, и я понимаю что ему просто тяжелее чем другим детям ползать. А ползать надо, ползание хорошо укрепляет мышцы спины, которые основа основ для дальнейшей жизни и прямохождения.
Вот что он делал, пока мы не начали заниматься вместе - не понимал как передвигать руки и ноги и просто задирал кверху попу:
Плюс природный рефлекс лениться - сын привык голосом подать знак, чтобы его перенесли в интересное место. Для ползания я делаю небольшие упражнения по Новокриницкому, показываю Илье как ползать, массирую его. Хорошо работает такая мотивация - показать любимую вещь, типа моего телефона (хехе), или провода-зарядки, который он полюбил, и положить немного поодаль от него.
Хорошо заставляют его ползать укатившиеся мячики - у нас пара небольших и пара уличных, забавных резиновых от crocodile creek.
Он берет их в руки, толкает, мяч откатывается и Илья ползёт, чтобы достать его, потом опять толкает и опять ползёт.. по пути замечает что дополз до вожделенного шкафа или цветка, зависает на нем.. это практически вечный двигатель)) Остаётся только обезопасить квартиру (мы наклеили безопасных уголков, закрыли розетки, налепили блокираторов на ящики комодов и летом усилим защиту окон).
В деле побуждения к ползанию все уловки хороши, поэтому в ход пошли даже запретные предметы - моя большая напольная пальма 😬 Илья так давно хочет вцепиться в неё, что я решила немного его подразнить - ставлю на удалении от него горшок с деревом и он ползёт к нему. Чтобы не было совсем обидно, дала ему как-то аккуратно погладить листочки.
Да, читала у кого-то из психологов - нельзя отбирать то, к чему ребёнок дополз и взял. Это демотивирует его, показывая что все это бесполезно и прикладывать усилия не нужно. Лучше убрать из доступа все, что может быть вам жалко или опасно для ребёнка.
💡Лайфхак: если вы не хотите блокировать нижний ящик какого-то комода блокиратором, то просто уберите из него все ваши вещи и наполните его.. детскими игрушками! Ребёнок доползет, откроет и увидит там свои игрушки. Займётся их раскидывание, а не ваших вещей.
• Речевое развитие.
Статья о развитии речи, для примера (на самом деле таким добром полон интернет): https://jili-blog.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-razvivaem-rech-uzhe-do-goda.html
Чем больше живой речи услышит ребенок, тем ему будет проще овладеть звуками и словоформами. Мы всегда дома говорим с мужем, берем ребенка за стол с нами обедать и ужинать и болтаем между собой.
Часто делаю так: беру Илью на ручки и начинаю произносить цепочки звуков, «з з з з за за за зззу зззу ззу» а потом простые слова с этим звуком «зззамок, зззонт, ззал» или «Бббб баба банка баня бу бу ббб бумага, булка» - он с любопытством и удивлением смотрит в рот и видно что пытается сообразить как мы так делаем языком и запоминает. И когда какой-то звук привёл его в особый восторг, то он пытается ухватить меня за язык или губы и смеётся. Сложные шипящие и буква «ррр» веселят сильнее всего.
В этом деле кстати хорошо помогают стишки, в который повторяется один и тот же звук:
Стала читать стихи. Утром просыпаемся и теперь я нашла чем занять Илью в первый час - кладу его на коврик с игрушками, если он очень активный или просто лежит рядом со мной с игрушкой в руке, а я читаю ему. Для этого я положила на прикроватную тумбочку наши малышковые книги, чтобы даже не вставать по утрам. Читаем ещё мой детский сборник Чуковского, книгу «365 стихов для детского сада»,
просматриваем картинки и читаем стихи в «Годовом курсе развития» от ЭКСМО,
читаем сказку «Рукавичка», сборник стихов Маршака, книжки малышки с небольшими рифмованными четверостишиями.
💡Лайфхак: если ребёнок тянется к книге чтобы оторвать листы, то можно читать ему пока он ползает по полу, а вы сидите на безопасном удалении на диване. Да, не увидит иллюстрации, но до года они менее важны, чем рифмованные строчки.
• Занимаемся развитием вестибулярного аппарата, подвижными играми с ребёнком:
- - носим по кругу и катаем вверх-вниз и из стороны в сторону,
- - кладу Илью на живот утром и в формате утренней возни в постели перекатываемся с ним с боку на бок.
- Любимая развлекаловка Ильи - поднимаю ноги, сгибаю в коленях и кладу его сверху лицом к себе. Дальше делаю «уууу ракета взлетает вверх» и обхватив руками за бочка, резко отправляю его в полёт вверх 🚀 это одновременно и страшно и радостно - он сначала делает выражение «ааааа турбулентность», а при возвращении на колени радостный смех и визг.
- Папа вертит и крутит вокруг своей шеи, сажает и резко скидывает вниз. В детстве мы это называли «увидеть Москву».
- Илья обожает когда я беру его за ноги вверх тормашками и кручу по комнате. Потом он плавно возвращается к папе на коленки. Также беру за руки и качаю невысоко над полом между моими ногами.
- Классика детства - взять папу маму за руки и качаться между ними как на качелях. Тут нужно быть аккуратно с запястьями - детям слишком легко их вывихнуть.