Мастер-класс по установке металлофурнитуры с помощью пресса «TEP-1»
Оверлок ,инструменты и т.дМК взят с осинки. Спасибо большое Мальта-Татьяне))))
на фотохостинг →
С помощью пресса на различные изделия можно устанавливать: люверсы, хольнитены, кнопки, джинсовые пуговицы. Мы рассмотрим порядок работы с наиболее популярными видами фурнитуры и насадками для пресса, с помощью которых эта фурнитура ставится. Набор насадок для каждого мастера может быть различным. Если шить трикотажную одежду для малышей, то не обойтись без рубашечных кнопок 9,5 мм, для детской верхней одежды и плотного трикотажа у взрослых чаще всего используются кнопки 12,5 мм, для верхней одежды у взрослых кнопки 15 мм, для укрепления и декорирования джинсов, другой одежды, сумок используются хольнитены, для отверстий под кулиску, в поясе, и т.п. - люверсы или блочки различных размеров. Фурнитура с декоративными элементами, таких как стразы/выемки/насечки чаще всего требует особых насадок, мы в этом МК в основном рассматриваем стандартную фурнитуру.
У всех насадок для пресса есть пара ответных деталей - нижняя и верхняя. На верхней насадке должна быть резьба для вкручивания в пресс, делаем это до упора, но без лишних усилий. Нижняя насадка просто вставляется в паз нижней части пресса. У некоторых насадок (например, кнопок «Альфа») две пары насадок, которые отвечают за установку двух частей кнопок.
Для установки люверсов, хольнитенов, кнопок «Альфа», «Анорак» и т.п. требуются пробойники разных размеров, чтобы пробивать в ткани отверстие фиксированного диаметра. Нижняя насадка под пробойник тоже необходима, достаточно приобрести одну. У меня три пробойника - на 2мм, 4мм и 6 мм, с помощью которых выполняю различные отверстия для всевозможной фурнитуры. Если изредка нужно сделать отверстие большего диаметра, я пробиваю отверстие на 6 мм и аккуратно подрезаю маленькими ножницами до нужного мне размера. Пробивать отверстие целесообразно вместе с кусочком укрепляющей ткани, так получается быстрее. И проще сначала пробить все отверстия, а потом заменить насадки на прессе и затем поставить металлофурнитуру. На этом этапе важно правильно разметить расположение будущей фурнитуры, ведь если пробить отверстия в неправильном месте, то дефект будет почти невозможно исправить.
Маленькая ремарка. Читала где-то, что есть практика устанавливать сначала нижние части кнопок, слегка смазывать штырьки мелом и размечать отверстия для верхних кнопок, просто совместив с верхней частью изделия и слегка похлопав по ткани, по этим следам пробивая отверстие. Вероятно, получается очень быстро. Но мне нравится наоборот, хоть трачу много времени, стараясь соблюсти ровное расстояние между кнопками, вымеряю эти расстояния, отмечаю карандашом, или самоисчезающим маркером, или булавками по двум осям (последние два варианта хороши для рубашечных кнопок, там отверстие не пробивается, поэтому может остаться след от разметки). Кнопки будут видны именно с лица, и хочется, чтобы они находились на равном расстоянии, поэтому устанавливаю сначала верхние части, а уже потом под них ставлю нижние.
Помимо насадок и металлофурнитуры могут потребоваться укрепительные пластиковые колечки, которые помогают фурнитуре удерживать ткань, предпочтительно использовать их, но можно обойтись и другими средствами. Особо хочется обратить внимание на толщину ткани под кнопкой. На кнопках обычно написано, для тканей какой плотности они предназначены, на это стоит обратить внимание. В продаже встречается фурнитура для сумок, предназначенная для толстых тканей, расстояние между ответными частями кнопки больше обычного, поэтому такая фурнитура не подойдет для обычных тканей. Если фурнитура ставится лишь на 1 слой тонкой или средней ткани, то совершенно необходимо усилить это место с изнанки - либо укрепительным колечком, либо проложить под кнопку, например, 2-3 слоя трикотажа. Впоследствии можно с аккуратно обрезать излишки, оставив 1-2 мм вокруг кнопки; либо при наличии подклада/подборта/обтачки вставить этот укрепляющий лоскуток между слоями ткани, чтобы он был не виден и с изнанки. Для укрепления хольнитенов на плащевой ткани использую 2 слоя обычного флиса, держится всё замечательно. В любом случае тонкие ткани нужно как-то стабилизировать. Оговорюсь, что я не использую клеевые при этих операциях, пока, к счастью, ни одна кнопка не вылетела, но на рыхлых/сложных/тянущихся тканях можно проклеить место установки флизелином.
Для рубашечных кнопок 9,5 мм оптимальна толщина окантованного бейкой среза в 3-4 сложения (вместе с основной тканью получается 4-5 слоёв ткани), дополнительно укреплять места установки кнопок не требуется.
Для надежной установки кнопок важны еще два момента - во-первых, пробиваемое отверстие не должно быть слишком большим, лучше пробить меньшее отверстие, чем слишком большое, в противном случае в процессе эксплуатации фурнитура вылетит… Во-вторых, прикладываемое усилие должно быть значительным, между установленными частями фурнитуры в итоге не должно быть малейшего зазора. Хоть рычаг на рукоятке пресса позволяет ставить кнопки без титанических усилий, давить на ручку всё же требуется до упора. Пожалуй, есть и «в-третьих»)), и это, пожалуй, самое важное условие - хорошая металлофурнитура. Кнопки no-name как тщательно ни устанавливай, это будет чаще всего без 100%-й гарантии (устроит вас гарантия в условных 95%, если вещь предназначена в подарок или на заказ?), а фирменные будут стоять надёжно и служить верой и правдой долгие годы. Более того, металлические части хороших кнопок не содержат никеля, вредного при соприкосновении с кожей, особенно важно это для детской одежды.
Для успешной установки кнопок следует обращать внимание на центрирование частей кнопок относительно насадок, чтобы кнопка в насадке лежала точно по центру и располагалась строго горизонтально. Особенно важен этот пункт, когда есть несоответствие размеров насадок и фурнитуры. С точки зрения теории, это неправильно, но не слишком целесообразно из-за разовой установки пары кнопок покупать дорогие насадки, и в магазинах зачастую отсутствуют требуемые насадки к прессу - и практически можно с успехом устанавливать кнопки, слегка не подходящие по размеру к насадкам, подробней пишу ниже.
Важно!!! Я не призываю вас ставить фурнитуру не предназначенными для этого насадками. Безусловно, лучше пользоваться специальными (!!!), если есть возможность их купить.
Люверсы
Люверсы используются для оформления отверстий под шнуры, шляпную резинку, тесьму и т.п. Размер люверсов определяется по диаметру отверстия. С помощью насадки к прессу «TEP-1» можно устанавливать и блочки, они состоят лишь из одной детали и от люверсов они отличаются отсутствием ответного кольца, считается, что это менее надёжная конструкция. Тем не менее, их применение может быть оправдано в декоративных целях и в местах изделия без особой нагрузки на этот узел. Пробойники к люверсам используются такого же или чуть меньшего диаметра.
на фотохостинг →
У меня насадка под диаметр отверстия люверсов 4 мм успешно опробована для люверсов 4мм и 4,5 мм, ещё есть насадка на 6 мм, а насадка под 8 мм устанавливает люверсы 8мм и 8,7 мм. Слегка отличающиеся по размеру люверсы просто нужно аккуратно расположить по центру.
Порядок работы (люверсы 8,7 мм):
1. Пробиваем отверстие в ткани и в прокладке.
2. Меняем в прессе пробойник на насадку к люверсам.
3. Кладем на нижнюю часть пресса деталь люверса штырьком наверх.
4. Совмещаем штырёк с отверстием на ткани, изнаночная сторона лежит сверху, добавляем сверху при необходимости кусочек ткани или укрепительное колечко.
5. Сверху размещаем ответную шайбу. Внимание! Шайба должна лежать выгнутой частью вниз, как чашечка - так она лучше закрепляет слои ткани.
6. Плавно и сильно нажимаем на рукоятку пресса до упора.
7. Штырёк развальцовывается, зажимая ткань и шайбу.
8. Вид с изнанки.
9. Вид с лицевой стороны. Готово!
То же самое - на примере люверсов 4,5 мм.
Хольнитены
Хольнитены часто используются для усиления деталей, например, для укрепления карманов в джинсах, на сумках и просто для декора. Могут быть двухсторонними, декоративными, например, со стразами или насечками, и обычными. Под декоративные хольнитены в отдельных случаях может потребоваться особые насадки, мы же рассмотрим обычные хольнитены. Размер хольнитенов определяется по внешнему диаметру шляпки. Помимо насадок необходимо приобрести подходящий пробойник для выполнения отверстий. Размер пробойника подбирается под диаметр внутреннего штырька частей хольнитена, так, под хольнитены диаметром 7мм и 9 мм использую пробойник 2 мм. Если вдруг слоёв плотной ткани много, и штырёк не проходит сквозь отверстие, тогда беру более широкий пробойник на 4 мм. Но по возможности стараюсь пробивать меньшее отверстие.
Порядок действий такой:
1. Сделать с помощью пробойника отверстие в ткани.
2. Снять с пресса пробойник, поставить насадки для хольнитенов.
3. Положить внутреннюю часть хольнитена на штырёк нижней насадки.
4. Затем положить пластиковое колечко и/или кусочки укрепительной ткани (если мы ставим хольнитены на джинсы, этого делать не требуется), затем основную ткань лицом вверх, совместив штырёк и отверстие.
5. Затем нужно вручную насадить шпяпку хольнитена на этот штырёк, как правило, при этом раздаётся небольшой щелчок, и шляпка встаёт ровно горизонтально.
6. Плавно и сильно давим на ручку пресса до упора.
7. Готово!
8. Вид с лицевой стороны.
9. Вид с изнаночной стороны.
10. Другой хольнитен для примера. Вид с изнанки, дополнительно установлено пластиковое колечко.
Кнопки «Альфа»
Насадка для кнопок «Альфа», пожалуй, одна из самых полезных для установки металлофурнитуры. С помощью неё можно установить кнопки «Альфа», «Анорак» от Prym, кольцевые кнопки для плотных тканей (с переменным успехом, но вполне реально, для кольцевых кнопок продаются специальные насадки к прессу, и если планируется часто использовать кольцевые кнопки, то лучше приобрести эти насадки). Нижняя часть насадки для кнопок «Альфа-12,5» может потребоваться для установки рубашечных кнопок со шляпкой диаметром около 12 мм, нижняя часть насадки для кнопок «Альфа-15» под кнопки «Анорак» (подробней см. ниже). У меня насадки «Альфа 12,5» и «Альфа 15» под самые популярные размеры шляпки кнопок - соответственно 12,5 мм и 15 мм. Как было написано выше, здесь также потребуется пробойник, для пробивания отверстий в нижней и верхней ткани.
Рассмотрим кнопку «Альфа» на 15 мм (порядок действий с кнопками диаметром 12,5 мм тот же, только насадки берём соответствующие)
на фотохостинг →
Верхняя кнопка.
1. Сделать с помощью пробойника диаметром 4 мм по разметке через равные промежутки отверстия в ткани - в верхней части изделия и в нижней.
2. Снять пробойник с пресса и поставить насадки для верхней части кнопки. Положить на нижнюю насадку шляпку лицом вниз.
3. Сверху положить ткань лицом вниз, совместив отверстие со штырьком шляпки, положить также укрепляющий кусочек ткани (в идеале он должна быть спрятан между подкладом и верхом изделия, на верхней одежде с утеплителем слой и без того достаточно плотный, дополнительная прокладка не требуется).
4. Вставить ответную часть кнопки в насадку, надпись должна быть вверху.
5. Аккуратно и сильно придавить прессом совмещаемые детальки. Эта часть кнопки ставится обычно с характерным хрустом))
6. Готово! Вид с изнаночной стороны.
7. Вид с лицевой стороны. Ставим аналогично все верхние части кнопок на изделие.
8. Меняем насадку под нижние части кнопок.
9. Кладём на нижнюю насадку внутреннюю, изнаночную часть кнопки, она должна быть с длинным штырьком
10. Затем при необходимости нанизываем на штырёк укрепляющую прокладку, основную ткань лицом вверх.
11. Верхнюю часть кнопки с маленьким штырьком вставляем в верхнюю часть насадки с пластиковым наконечником.
12. Давим сильно и аккуратно, до упора. Аналогично устанавливаем все нижние части кнопок. Так выглядят кнопки «Альфа» с изнаночной стороны.
13. Так кнопки выглядят с лицевой стороны. Готово!
Вариация работы с насадками для кнопок «Альфа». Ставим кнопку «Анорак» от Prym с пластиковой шляпкой диаметром 15мм.
Порядок действий тот же (см. предыдущий пункт). Но при этом мы ставим нижнюю насадку под шляпку нежно-розового цвета от набора насадок «Альфа-15», все остальные насадки - от набора «Альфа-12,5».
Рубашечные кнопки с колечком.
Такие кнопки чаще всего используются в детском трикотаже, а также на футболках с планками у взрослых. Самый популярный размер рубашечных кнопок - 9,5 мм. Комплект насадок к прессу обычно включает в себя три части: две нижних - под колечко и под шляпку, и одну верхнюю под ответные части. Про шляпку читайте чуть ниже, рассмотрим сначала колечки. Рубашечная кнопка состоит из 4 частей, отверстие здесь не пробивается. Кольцевые части (иногда цветные, будем для удобства их так называть) ставятся с лицевой стороны изделия на верхнюю часть кнопки и с изнаночной стороны изделия на нижней части кнопки.
Порядок работы, постараюсь максимально подробно - специально для любителей трикотажа)):
1. Поставить насадки на пресс.
2. Сначала ставим верхнюю цветную часть кнопки. Вложить плоскую часть кнопки, которая без штырька, в пластиковую часть верхней насадки. Здесь важно правильное центрирование детали в горизонтальной плоскости. Деталька должна лежать «чашечкой», то есть вогнутой частью наверх.
3. Положить цветное колечко зубцами вверх на нижнюю насадку.
4. Сверху расположить верхнюю ткань лицом вниз, для примера использую окантованный лоскуток, толщина ткани здесь оптимальна. Надавить на рукоятку пресса до упора. При этом часто кнопочка «прилипает» к верхней насадке, следует осторожно вытянуть её оттуда. Если вы плотно поставили кнопку, она выйдет оттуда без дефектов. Если кнопка выглядит разболтанной, части не прилегают плотно друг к другу, то лучше сразу переустановить её, чтоб не вылетела при эксплуатации. И это знак, что нужно сильнее давить)) Если же металлические детали плотно совмещены, но ткань всё же выползает из-под кнопки, то это знак, что слои ткани слишком тонкие, значит, требуется подложка, об этом подробно писала выше. Откорректировав своё усилие либо толщину ткани на первой кнопке, ставим остальные уже без проблем. Кстати, новую для себя фурнитуру всегда хорошо опробовать на ненужном лоскутке, при этом риск испортить изделие снижается, а тратится всего лишь одна кнопка. Снять неудачную кнопку можно при помощи отвёртки, вставив её между металлическими частями и слегка повернув. Колечко от новой кнопки желательно вставлять шипами на места старых проколов, как правило, потом совершенно незаметно, что это была вторая попытка)). И эти возможные нюансы в основном касаются проблемных кнопок no-name, фирменные ставятся надёжно и обычно с первого раза.
5. Итак, готово! Верхняя часть рубашечной кнопки установлена.
6. Вид с изнанки.
7. Теми же насадками ставим нижнюю часть рубашечной кнопки. Кладём кольцевую часть кнопки цвета металлик шипами наверх. Изнанка ткани находится внизу. Вставляем ответную часть кнопки в пластиковую деталь верхней насадки, штырьком наверх. Стараемся, чтобы эта деталька была вложена горизонтально, без перекосов.
8. Нажимаем плавно и сильно на рукоятку пресса, до упора.
9. Обе части рубашечной кнопки мы поставили рядом. Для примера рассекла срез, чтобы показать, как застёгивается кнопка. Здесь можно видеть, какие части находятся на лицевой и изнаночной сторонах ткани.
10. Так кнопка застёгивается. Готово!
Рубашечные кнопки со шляпкой, «Джерси».
Такие кнопки широко применяются в трикотажных изделиях, от рубашечных кнопок с колечком отличаются лишь сплошной шляпкой, она может быть металлической (цвета металла или крашеной) или с пластиковым покрытием, зубцы всегда металлические. Верхняя насадка та же, что и у рубашечных кнопок с кольцом, нижняя иная - плоская, чтобы расположить шляпку. Порядок работы подробно описан в предыдущем пункте, различие лишь в том, что в пресс ставится нижняя плоская насадка под шляпку. Стандартная насадка под эти кнопки рассчитана на диаметр шляпки 9,5 мм. Если у шляпки диаметр более или менее подходит к насадке, например, Prym 10 мм, то используем насадку на 9,5 мм.
Если диаметр шляпки у кнопок джерси 11 мм (как у Hemline) или 12 мм (Prym), а остальные части как у кнопок 9,5 мм, то можно взять нижнюю насадку под шляпку от кнопок «Альфа-12,5», и это будет так же надёжно. Успешно устанавливала подобные кнопки на 12 мм с перламутровыми шляпками (пр-ва крупной фирмы, но не Prym), но с небольшими нюансами: кнопки надёжно ставились, но при сжатии в прессе перламутровая часть трескалась пополам, оставаясь при этом в рамочке, а если давила слабее, то возникал люфт между частями, и это выглядело не слишком надёжно. В итоге использовала мягкую подложку под нежный перламутр и отрегулировала своё усилие так, что и перламутр остался целым, и кнопка установлена плотно, из десятка кнопок хорошо установила лишь половину, а остальные оказались испорчены. Однако, этот кардиган активно эксплуатируется почти каждый день, кнопки стоят на месте (синий кардиган представлен в коллаже на первом фото).
Попробуем поставить шляпку похожих перламутровых кнопок от Prym, здесь перламутр не трескается, см. фото ниже. Это ещё один балл в пользу качественной фурнитуры)). Но это немного более сложный случай - рубашечная кнопка с диаметром шляпки 12 мм имеет остальные части этого же размера, эти детальки не помещаются в верхнюю пластиковую насадку. Кнопки с интересными декоративными эффектами от Prym выглядят довольно привлекательно. В крупном магазине, где представлено множество насадок к прессу «TEP-1», мне сказали, что у них не бывает таких насадок под рубашечные кнопки размером 12мм, и на складе в том числе. Поскольку больше попыток найти такие насадки не предпринимала, допускаю, что они должны где-то продаваться, и хотела бы их приобрести. Но на первое время нашла выход при помощи подручных средств.
На фото установка шляпки от рубашечной кнопки 12 мм при помощи насадок от «Альфа-12,5». Нижнюю ответную кнопку ставим так - нижнюю насадку под колечко берем от рубашечных кнопок с кольцом, а верхнюю оставляем от «Альфа».
Полупрозрачные колечки на 12 мм поместились у меня на нижнюю насадку от рубашечных кнопок 9,5 мм со шляпкой, верхняя насадка стояла «Альфа».
Сложность этой установки только лишь в том, что верхняя насадка берется без пластикового колпачка, поэтому центрирование кнопки производится вручную на глаз, просто нужно точно совместить детали перед сдавливанием. Но если соблюдать обычные правила, нормально прижать все слои, то эти кнопки хорошо держатся.
Джинсовые пуговицы
Такие пуговицы легко ставятся с помощью обычного молотка. Шляпка лицом вниз располагается на плоской поверхности, затем ткань с отверстием в требуемом месте, а сверху «гвоздик». Нужно постучать молотком по этому «гвоздику», чтобы он вошёл в паз. В условиях многоквартирного дома не хочет создавать много шума, намного проще поставить такую пуговицу с помощью пресса. Разумеется, пробойник и здесь пригодится. Откровенно говоря, в момент пробивания имеется определенный шум, но разовый, молотком получится громче, а дальнейшие действия не вызывают шума вовсе. Если на шляпках имеются украшения, то без специальной насадки имеет смысл попробовать подложить под страз кусочек плотного войлока в виде кольца, возможно, всё получится успешно. Если джинсы шьются лишь изредка, можно обойтись и другими насадками, подходящими по размеру. Нижнюю насадку можно взять подходящую по размеру к шляпке (например, «Альфа-15» для маленькой пуговицы) либо вовсе обойтись бруском металла, верхнюю насадку для джинсового гвоздика взять от хольнитенов на 9 мм. Главное здесь - правильно отцентрировать все детали, и джинсовую пуговицу будет легко установить без особых усилий и лишнего шума. У меня специальная насадка для джинсовых пуговиц на 17 мм, ставится такая пуговица, как положено - декоративной шляпкой сверху.
Порядок работы:
1. Поставим джинсовую пуговицу 17 мм на подвижной ножке. Нужно пробить отверстие в требуемом месте на ткани, подробности см. выше. У меня здесь кусочек трикотажа, оказавшийся под рукой. На джинсе такая пуговица будет стоять намертво.
2. Крестовой отверткой открутить крепление у основания пресса, снять большую цилиндрическую деталь с пресса (см. на фото справа).
3. Поставить меньшую деталь (на предыдущем фото слева), у меня она прилагалась к прессу. Вкручиваем верхнюю часть насадки для джинсовых пуговиц.
4. Вставляем шляпку джинсовой пуговицы в пластиковый колпачок верхней части насадки.
5. Декоративная сторона должна быть сверху, пуговица держится в пластиковом колпачке.
6. Строго под этой насадкой на основании располагаем нижнюю часть насадки для пуговиц. Вставляем «гвоздик» джинсовой пуговицы в ткань со стороны изнанки. Лицевая сторона ткани лежит сверху. Центрируем нижнюю насадку и этот гвоздик по отношению к верхней насадке. Плавно и сильно нажимаем на рукоятку пресса.
7. Это вид с изнанки.
8. Джинсовая пуговица с лицевой стороны. Готово!
Мы рассмотрели установку нескольких видов металлофурнитуры с помощью пресса «TEP-1». Изделия с такой фурнитурой имеют привлекательный вид и хорошие функциональные характеристики, при правильной установке служат долго. Надеюсь, этот мастер-класс немного поможет вам надёжно устанавливать фурнитуру. И пусть у вас всё получится!)))