Одиннадцать книг и кое-что еще
Детские книгиВсе подходят детям 5+ и до средней школы. Возраст условный.
Книг на этот раз всего несколько, потому что теперь они толстые, и читаем мы их значительно медленнее. Это не то, что раньше. Купил стопку Дональдсон и за два вечера успел каждую по десять раз прочитать.
Начну с самой красивой, необычной и долгожданной.
1. Анималиум. Кейти Скотт и Дженни Брум. (
Эта большая и необычная для современного читателя энциклопедия - эстетическое наслаждение.
Всё начинается уже с обложки и форзаца. Вместо разделов - галереи. Так оно и есть.
Книга исполнена с большим вкусом: плотные глянцевые листы, эффект состаренной бумаги, гигантский размер книги. Но не это делает её уникальной...
Я уже не один год являюсь поклонником научной анималистического и ботанического жанра изобразительного искусства образцов позапрошлого и начала прошлого века. Эти иллюстрации выполнены с максимальной точностью для подробной классификации животных и растений.
Натуралистичность и достоверность подобных работ - это всегда кропотливый труд, который начинается с тщательного исследования каждой изображаемой "модели", отработкой ее ракурсов, черт. Все иллюстрации и первичные зарисовки делаются с линейкой, никаких художественных вольностей здесь быть не может. Однако, несмотря на это у художницы, оформившей книгу, есть свой собственный стиль, который четко прослеживается в её работах.
При всей своей натуралистичности, всё же у художницы есть отличие от художников прошлого. Кейти Скотт балансирует на грани между реализмом и стилизацией, и ей отлично удается и то и другое.
Эти иллюстрации выполнены по всем канонам зоологической иллюстрации прошлых столетий.
Небольшая справка: ботаническая и зоологическая иллюстрация активно развивалась в 18 и 19 веке параллельно с прорывом в области науки. Создателем единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки был Карл Линней. Согласно его системам классификации многие ученые стали изображать растения и животные, так сказать, "по Линнею".
Между просто рисунком и современной ботанической и зоо иллюстрацией лежат несколько столетий ботанических и художественных исследований.
Обратите внимание, что все иллюстрации не случайны. Даже компоновка изображаемых объектов на странице максимально продумана, чтобы рисунки сложились как пазл, не было пустот.
Теперь, когда оды молодой художнице закончились, перейдем к тексту.
Текст написан профессором оксфордского университета, переведен вполне достойно.
Есть однако у книги одна особенность. Я даже не уверена, что это можно отнести к минусам, но не сказать об этом нельзя. Несмотря на то, что это энциклопедия, изучать по ней животный мир "с нуля" представляется затруднительным занятием. Книга дает не самое ясное представление о классификации животного мира. Иногда выборка семейств вообще не понятна, так что это скорее даже не энциклопедия, а научно-популярное издание. И, конечно, на страницах этой книги хотелось бы увидеть значительно больше животных. Особенно скудно, на мой взгляд, представлены млекопитающие.
Очень хочется еще раз предупредить, что книга не может являться первой и единственной энциклопедией о животных, так как у вас останется стойкое ощущение, что вы прочитали книгу с выдранными страницами, в которой нет ощущения целостности. Это скорее арт-объект, способ пробудить в детях любовь к животному миру, посеять зерно любознательности, но никак не получить исчерпывающие знания.
Текст при этом нельзя назвать особенно сложным или скучным. Алисе в её неполных 6 лет было интересно слушать и задавать вопросы.
Но изюминка книги - всё же именно оформление, оно здесь первично. Разные разделы больше похожи на галереи с представителями фауны.
Само исполнение книги выше всяких похвал. Это издание займёт достойное место в любой библиотеке, сможет послужить отличным подарком как юному натуралисту, так и взрослому любителю качественной литературы.
Бумага, обложка, качество печати - всё на высшем уровне. Ну а внушительный размер книги вы уже оценили на первом фото. Энциклопедия, которую можно разглядывать без лупы - 37х27 см.
Объем книги - более 100 страниц.
Зачем нам эта книга?
Целей много: получить эстетическое наслаждение, добыть новые знания, пробудить любовь к животному миру, воспитать вкус и показать лучшие образцы художественной иллюстрации...
Но самый яркий результат я вижу в тот момент, когда Алиса предлагает порисовать по книге.
Издательство ЭНАС-КНИГА выпустило долгожданную новинку в серии "
Здесь всё по-другому. Любимый с детства Редьярд Киплинг в дуэте с Квентином Гребаном, простите за нелитературность, но это просто бомба! Но начну по порядку.
Это очень качественное издание. Одна бархатистая обложка с тиснением чего только стоит! Книгу просто не хочется выпускать из рук. Издание может по праву считаться подарочным, так как оформлено практически безупречно.
Именно с этого произведения я решила начать знакомство Алисы с экзотической Индией.
Произведение написано англичанином Редьярдом Киплингом, но погружает нас в мир тропиков, джунглей, потрясающей природы и культурного многообразия. И это не удивительно, учитывая биографию автора.
Киплинг родился в Бомбее, в Британской Индии, где прошло его раннее детство. Затем в возрасте 17 лет Киплинг снова возвращается в Индию, где принимается за работу журналиста. Именно работа репортером помогает ему лучше понять тонкости жизни страны и ее социального уклада, что в последствии отображается и в его произведениях. Кстати, Киплинг стал первым и самым молодым за всю историю британцем, получившим Нобелевскую премию в области литературы.
Я просмотрела много различных иллюстраций к "Книге Джунглей", и остановилась на этом издании. Невероятно красочные, при этом не превращающие произведение в комикс как в Диснеевской мультипликации (простите, я не могу воспринимать эту американскую жвачку всерьёз), они не идут в разрез с моим советским прошлым. Образ Маугли, я думаю, как и у всех читателей, сформировался у меня под влиянием классической советской анимации. Персонажи здесь живые и очень милые. Шерхан не выглядит слишком устрашающим, но и не американский злодей с выпученными глазами. Иллюстрации явно создавались для детей: красивые линии, великолепная игра со светом и тенью, ажурная многоплановость. Книга действительно притягивает взгляды, ее интересно разглядывать в любом возрасте.
Очень жаль, что из восьми рассказов о Маугли в книгу вошли только три. Но и в этом нет ничего удивительного. На самом деле Киплинг начал писать истории о Маугли с конца. В первой его книге историй оказалось три, а уже во второй - пять. Кстати, существуют так же и взрослые рассказы, где Маугли предстаёт читателю уже взрослым мужчиной, он работает помощником лесника и рассказывает о своем прошлом. В советском мультфильме мы, кстати, тоже видим выборку историй, а не весь сборник целиком.
Нет здесь известного нам по советскому мультфильму Романа Давыдова истории о битве с рыжими псами, нет истории о старой кобре, зато есть то, чего не знаю те, кто не читал Киплинга, а вырос только лишь на одном мультфильме. Есть возвращение Маугли в мир людей и встреча с мамой Мессуа. Есть рассказ о вражде с местным деревенским охотником Бульдео.
Истории о Маугли в своем роде уникальны. Их трудно приладить к какому-то определенному стилю. Это и не натуралистичные рассказы о природе и жизни животных, и не индийские аллегорически сказания. Похоже на героические легенды, но при этом они далеки от привычных нам мифов и похождений героев. Несмотря на явную сказочность говорящих героев-животных, наделенных характерами, они кажутся нам вполне реалистичными, так как очеловечены ровно настолько, чтобы не потерять свою истинную природу.
Ну и в довершении хочу просто рассказать вам пару интересных фактов. Например, все имена героев Киплинг заимствовал из хинди, которым владел в совершенстве. Поэтому для жителей Индии имена героев звучат очень банально. Балу - Медведь, Шерхан - Царь Тигр, Бандар-логи - обезьяний народ, Хатхи - Слон, Багира - Пантера. Кстати, в оригинале Багира - персонаж мужского рода, и только у нас его трансформировали и наделили женскими энергиями, и, надо сказать, очень успешно подчеркнув женственность, силу и мощь, опасность и грациозность, спонтанность и гибкость. Этому произведению явно не хватало женского начала. А Багира в нашем советском прошлом - идеал женственности.
И только имя Маугли Киплинг придумал сам. Хотя его имя и переводили как "лягушонок", такого слова в хинди нет. Так что это лишь плод фантазии автора.
И кстати, раз уж я заговорила о серии "
Обзор на эти книги будет у меня сразу после новогодних праздников.
Следующие три книги Николая Носова с олдскульными иллюстрациями от ИД Мещерякова:
4. Приключения Незнайки и его друзей. (
5. Незнайка в Солнечном городе. (только
6. Незнайка на Луне. (
Читать мы их начали именно в том порядке, в котором они были написаны: "Приключения Незнайки и его друзей", затем "Незнайка в Солнечном городе" и "Незнайка на Луне".
Первые две - это прекрасные научно-фантастические сказки для детей от 5 лет. Про третью книгу скажу ниже отдельно.
Иллюстраций во всех этих книгах немного, все они небольшие и преимущественно черно-белые, по сути они не столько создают атмосферу, сколько задают ориентиры и просто помогают ориентироваться в тексте.
Цветные иллюстрации есть только в первой книге "Приключения Незнайки и его друзей":
В книге "Незнайка в Солнечном городе" иллюстрации того же автора - Лаптева, но уже в основном черно-белые.
А вот в "Незнайке на Луне" художник уже не Лаптев, а Вальк.
В отзывах часто ругают "Незнайку на Луне" именно из-за иллюстраций. Кому-то не красочно, кто-то сравнивает их со своими старыми книгами из детства и находит прорисовку линий недостаточно тонкой. Мне сравнивать не с чем, и я скажу так: из того, что сейчас есть на рынке, - это лучший вариант.
Все три книги подкупают своим внешним видом. Тканевый корешок, чуть тронутые сепией страницы - будто книга пролежала где-то в закромах пару десятилетий, и тут словно бы выпала с книжной полки прямо мне в руки.
Кстати, в процессе чтения вы сильно удивитесь, увидев, насколько автор опередил свое время, придумывая для маленьких читателей чудесные и удивительные машины. А по факту же он описал реально действующие современные модели станков, электронных приборов и систем. Один только робот-пылесос чего стоит. В общем, книги удивительные. Это такой своеобразный способ сподвигнуть детей выражать свои фантазии, не бояться придумывать и изобретать. Часто ведь коротышки изобретают совершенно удивительные вещи со странным назначением. Алиса всегда в процессе чтения подхватывает их выдумки и дополняет своими идеями! Вечернее чтение с этими книгами у нас проходит как занятие по ТРИЗу (Теории Решения Изобретательских Задач), когда мы сначала выслушиваем, что там напридумывали коротышки, а потом начинаем перебирать свои мысли и усовершенствуем их мир, дополняя своими идеями!
Мы запоем прочитали первые две книги и сейчас заканчиваем третью, но я скажу, что самой интересной оказалась первая, с приключениями, не менее захватывающая про Солнечный город, и самая затянутая - про Незнайку на Луне. Хотя тут мы, возможно, просто не попали в возраст.
Первые две - просто мат-хэв для детей от 5 лет! "Незнайка на Луне", напротив, для детей постарше, поэтому на данный момент книга для меня оказалась спорной.
Теперь отдельно по поводу "Незнайки на Луне".
Это самая настоящая научно-фантастическая антиутопия, тёмная и острая, а если быть честным, то можно даже сказать, что это путеводитель по капиталистической экономике жуликов и воров. Тема социальных меньшинств, богачей и бедняков, экономического жульничества, акционерных обществ и монополий раскрыта на пальцах. Но для кого эта книга? Когда ребенок дорастет до сложных экономических схем, вряд ли ему уже будут интересны истории про коротышек...
Вот вам несколько выдержек из книги:
Про богачей:
«Богачам-то прекрасно было известно, что все эти акционерные общества и компании устраивались лишь для прикарманивания чужих денег, или, говоря проще, для облапошивания бедняков».
Про олигархов:
«- К чему же богачам столько денег? - удивился Незнайка. - Разве богач может несколько миллионов проесть?
- «Проесть»! - фыркнул Козлик. - Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое тщеславие.
- Это какое тщеславие? - не понял Незнайка.
- Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить»
Про акционерные общества:
«Мы не хотим также сказать, что, приобретая акции, коротышки ничего не приобретают, так как, покупая акции, они получают надежду на улучшение своего благосостояния. А надежда, как известно, тоже чего-нибудь да стоит. Даром, как говорится, и болячка не сядет. За все надо платить денежки, а, заплатив, можно и помечтать».
Про монополии:
« Наилучший выход из создавшегося положения - это начать продавать соль еще дешевле. Владельцы мелких заводов вынуждены будут продавать соль по слишком низкой цене, их заводишки начнут работать в убыток, и им придется закрыть их. А вот тогда-то мы снова повысим цену на соль, и никто не станет мешать нам наживать капиталы».
"Незнайка на Луне" писался Носовым значительно позже первых двух частей. В этой книге прекрасное начало: с нами снова забавные коротышки со своими делами и жизнью. Они живут общиной, делают всё вместе, и каждый в этом обществе полезен. На Луне, куда по стечению обстоятельств попадает Незнайка, всё не так. Алчные и хитрые коротышки только и норовят, что поиметь со всего какую-то выгоду. Это пусть и гипертрофированный, но наш с вами мир. Мир денег и жадности, где каждый думает только о себе и борется за место под солнцем. Носов написал детскую сказку для взрослых. Дети в книге всего этого не увидят, а мы с вами поймём.
Что конкретно мне не понравилось по тексту - так это описание насилия. Полицейские, регулярно избивающие дубинками и током всех, кто попадется под руку. Описание тюремного быта, драк, изобилие в книге люмпенов и прочих маргинальных персонажей, подробности об огнестрельном оружии и его выборе, грубости, описание, как правильно орудовать удавкой... Возможно, я всё еще слишком сентиментальная мама девочки, но все эти моменты я просто проглатывала. Я их не читала, заменяла слова или просто переворачивала страницу. Но я всегда так реагирую на жестокость в детских книгах, а дети всего этого просто не замечают - они концентрируются на другом. Чего только стоит "Муха-Цокотуха")))
Просто если честно, я всё еще ждала приключений тех милых и трогательных коротышек, о которых шла речь в предыдущих книгах, а не воров и бандитов, продажных полицейских и господ. Именно поэтому книга стала для меня неожиданностью.
Но это проблемы не автора, конечно, а только того, что моя дочь в 5 лет не является целевой аудиторией этой книги. И снова Носов опередил свое поколение и описал действительность 21 века, где деньги и власть решают всё.
Читать её своим детям или нет, решайте сами. Если вы пронесли воспоминания об этом произведении через всю жизнь, как о приключенческой истории, то вам читать. Возможно и сейчас она вызовет у вас только светлые ностальгические чувства. Если не помните, но с ужасом читаете даже Бармалея, то лучше не надо. Мы, скорее всего, отложим это чтение на пару лет, хотя прочитали уже больше половины, а это около трёхсот страниц. А там видно будет.
7. Рама, Лакшмана и ученая сова. Индийские народные сказки. (
Это красивое издание вышло у ИД Мещерякова в серии "Отражения". Это вторая книга после "Маугли", по которой я планировала познакомить Алису с загадочной, яркой и самобытной Индией.
У меня очень противоречивые ощущения на счет этой книги.
С одной стороны - прекрасное исполнение, книгу украшает множество старинных гравюр, есть веревочка ляссе, очень красивый обрез у книги, плотные тонированные мелованные страницы, в общем, как обычно у Мещерякова, издано безукоризненно.
И как приятный бонус - на обратной стороне каждой иллюстрации приводится информация о культуре, традициях и обычаях Индии.
Но что касается текста, это абсолютно точно не тот эпос, к которому ребенок будет возвращаться снова и снова. Содержание книги сможет понять ребенок лет с шести, при условии, что родители с ним обсуждают текст, а не просто читают. Но оценить книгу ребенок сможет значительно позже. Но на самом же деле, книга эта скорее предназначена для коллекционеров, нежели для детей. Любители обладать редкими и красивыми экземплярами книг точно порадуются, и среди них этот тираж разойдется как горячие пирожки.
Стоит ли покупать книгу детям? Да, если у вас в семье принято приобретать лучшие образцы книгоиздания для детей. Да, если вы хотите и умеете читать подобные книги ребенку. Да, если книга предназначается в подарок книголюбу или коллекционеру (и речь не только о детях).
И тем не менее, расскажу про текст. Быть может, вы не согласитесь со мной по поводу решения о покупке.
Дело в том, что в отличие от того же повествования Киплинга, привычного европейскому читателю, индийские сказки самобытны и ни на что не похожи. В них и колорит индийского духа, традиции и верования, непривычная нам мораль и необъяснимые для нашего менталитета поступки героев.
На страницах этой книги вы найдёте 10 сказок - 10 поводов узнать о культуре и религии Индии и погрузиться в загадочный мир. Сюжеты сказок очень разные, от волшебных до бытовых. Я бы сказала, что сказки больше напоминают притчи.
Кстати, Сергей Ольденбург, пересказавший эти сказки на русском, признанный ученый и востоковед, индианист, буддолог, один из основателей русской индологической школы, знаток религии, поэзии, искусства и истории Индии.
Что касается меня, то я своей покупке очень рада. Рано или поздно мы вновь вернемся к этой книге, когда ее тираж, возможно, уже будет распродан. А мы будем наслаждаться прекрасными иллюстрациями и удивляться тексту.
8. История старой квартиры. (
Ничего подобного в нашей библиотеке еще не было!
Я держу эту книгу в руках и образы в голове мелькают, роятся и вьются. Это книга для ностальгии по советскому прошлому. Это музей быта, которого нет ни в одном городе. Это наша история - история одной среднестатистической семьи в пределах одного столетия. У меня мурашки по коже.
Предисловие к книге:
Я на мир взираю из под столика,
Век двадцатый - век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней!
(Николай Глазков)
Эта книга о людях и о судьбах. Я не знаю ни одной книги, которая так наглядно, так вовлечённо и так просто показала бы нам двадцатый век. Образы мыслей простых людей, чем они жили, как говорили и думали, за что боролись и каких взглядов придерживались - всё здесь! Не сухие исторические факты - настоящая жизнь! Каждый из нас, абсолютно каждый, найдёт здесь часть истории и быта своей семьи.
Книга очень кропотливая, изобилующая деталями. Я сказала вначале, что это музей быта. Нет, не музей. В музее застывший инвентарь в отрыве от окружения, установленный под лампами на витринах. Здесь жизнь, а не экспонаты.
В начале книги вы увидите генеалогическое древо:
Всё в книге скомпоновано и подано таким образом, что читатель сам будет делать выводы о том, что хорошо, а что плохо. Книга никого не оправдывает и не обвиняет, она ничего не скрывает, а просто показывает, что и как было.
В ней мельчайшие детали. Смотришь, и невольно ликуешь про себя: у меня такое было! Это же точь-в-точь! А потом мама приходит, берет книгу - и всё по-новой. А потом бабушка, и начинаются рассказы на целый вечер! Свекр посмотрел книгу, раскритиковал её, рассказал, что где упустили, где забыли о важном. И рассказывал, рассказывал, как там было на самом деле.
Всё, из чего соткана была жизнь обычных советских граждан, представлено как на ладони! Медленная, текучая жизнь, когда еще люди не проводили больше половины времени бодрствования за экраном гаджетов и мониторов, когда еще не было взращено общество потребления, когда у людей были ценности и идеалы, пускай даже и неправильные, но они были!
Книга эта хоть и с большим количеством картинок, но отнюдь не детская. Ребенок вряд ли поймет все кухонные разговоры взрослых, представленные здесь обрывками фраз в разговорных пузырях. Это для тех, кто пережил и помнит. Кто угадывает десятилетие по одному только наряду, словно мелодию по трём нотам. Книга эта для подарка себе и своим старшим близким. А уже эту книгу взрослые смогут использовать как неисчерпаемый источник вдохновения для длинных рассказов о том о сём.
Мне очень нужна была эта книга. Целый пласт истории. Ключ к нашему прошлому. Конечно, 60 страниц для этого очень мало! Хочется ещё и ещё, чтобы больше пояснений, больше истории, но тогда книга превратится в объемный роман, и это будет совсем другое издание.
9. Рыжий и полосатый. Андрей Белянин (
Красивая, сочная, глянцевая, с очень красивыми объемными иллюстрациями. И пейзажи какие, и герои! Очень выразительные мордочки персонажей!
Это настоящий приключенческий роман для детей, где главные герои - коты и собаки. Повествование идет о двух котятах из разных сословий, очень разных, но с одной общей любовью к приключениям. Отважные, честные и добрые, они попадают в разные истории и даже затевают международный конфликт, а после с достоинством разрешают его.
Я бы обозначила эту книгу как книгу для младшего школьного возраста. Но как и в случае с "Незнайкой на Луне", претензия у меня только одна. Почему нельзя написать текст так, чтобы в нем не было ругательств? Неужели обязательно, чтобы пираты непременно кричали: "Что вы стоите, идиоты? Хватайте их, болваны! В погоню, или я всех вас поубиваю! Стойте, салаги!" Хорошо, что таких эпизодов в книге всего парочка.
Ну вот совсем другое дело, когда это делается с юмором: "Облезлые коврики для блох! Суслики маринованные!" - ну это хотя бы не так грубо звучит.
В общем, я как нежная натура, не люблю, когда в книге ругаются, пускай даже и отрицательные герои, чтобы обозначить их отрицательность. Положительные же ведут себя крайне вежливо. В целом, текст довольно остроумный, а язык повествования местами кажется витиеватым, присутствуют военные и морские термины, а король псов изъясняется с сильным акцентом и неправильно составляет конструкции предложений, что затруднит малышам восприятие текста, поэтому ставлю книге условное 7+.
В общем, история очень увлекательная, но книга полежит у нас еще год-другой, чтобы Алиса доросла до кошачьего юмора. Пока, я думаю, некоторые словесные пируэты она будет не в состоянии оценить.
И напоследок покажу пару развлекательных штучек!
10. Я в пижамараме (
11. Музей в пижамараме (
Два очень похожих альбома с разными картинками и одинаковым принципом.
Это волшебные книги движущихся картинок. Обе они крупного формата, в мягкой обложке.
Сюжета в этих книгах нет, зато есть динамика и иллюзия оживающих картинок, стоит только провести по развороту специальной прозрачной пластиковой карточкой, на которую нанесены черные полосы. Собственно, они и создают эффект анимации.
Цена за каждый из альбомов достаточно высокая, поэтому я не буду рекомендовать купить оба сразу, а предложу один на выбор. Причем, какой - особо не важно, они очень похожи между собой. Я взяла оба: один себе, другой в подарок.
По сути, это баловство. Но баловство завораживающее. Как и в случае с книгой с цветными фильтрами "Кто прячется в море" (вот тут писала о ней под пунктом №5) - эта книга-развлечение. Практических знаний от нее мало, зато удовольствия и веселья много.
Описать, что именно происходит в книге, когда водишь по ней карточкой, очень трудно. Лучше посмотреть буктрейлер:
Ну и еще несколько картинок для принятия решения, надо оно вам или нет. Если честно, мне немного жаль, что в книге не сложилось складного сюжета путешествия главного героя. Но с другой стороны, это здесь вторично.
Одноразовая книга или многоразовая, решайте сами. Как это было у нас: поиграли первый раз, наигрались и забыли. Через месяц вспомнили - ещё поиграли. А потом друзья пришли, и их тоже чем-то удивить надо. И сидит эта тусовка, вырывает друг у друга по очереди кусочек пластика, наиграться не может, всем хочется побыть немножко волшебниками!
Я бы обозначила возраст примерно ближе к четырем, чтобы такие штуки уже умели удивлять, а не воспринимались как должное. Можно, конечно, и в три выдать, и ребенок уже сможет извлекать видео из статичной картинки, но это будет не то.
Ну и раз такое дело с этими оптическими иллюзиями, даю наводку на магнитные пазлы от Djeco, которые работают по тому же принципу!
По-моему, идеальный подарок любому любознательному мальчишке от 3 и до младшего школьного возраста, а в комплекте с книгой из обзора выше - вообще идеально, берите на заметку. В комплекте ко всем пазлам идёт магнитная доска и два оптик-листа.
Например, роботы (
Можно собрать собственного робота и привести в движение все его шестеренки! В наборе 60 кусочков пазла.
Город (
Хотя я бы сказала, что это фабрика с передвижением товара по ней. В наборе 123 кусочка пазла.
Набор "Монстр" (
Самый маленький из наборов, в нем всего 25 частей и возможность собрать самых разнообразных чудиков, чтобы анимировать отдельные их части тела и органы.
_______________________________________
А теперь скажите мне пожалуйста, кто дочитал до конца. Раз уж я наобещала вам повыкладывать кучу разных постов, что интереснее сейчас в первую очередь: про хэллоуин, осенний пост с картинками вразброс, новые новогодние книги и активности или лучшие старые новогодние книги (только хиты)?
Про развитие детей 4-7 лет пока не пишу, очень уж тема обширная, материала на целую книгу, сейчас готовлю лекцию на эту тему, а потом уже и пост случится.
Всем уютного чтения!