Нет, не сходили мы вчера на выставку литографий Рене Магритта. Пол-дня провозюкалась с визой, с нотариусом и т.д. Уже было не до искусства. С чего желание такое возникло, посмотреть и узнать? Недавно совсем на "Маяке" о нем говорили, я краем уха услышала, заинтересовалась. Я не любитель сюрреализма, я в этом мало что смыслю, но почитать очень интересно. Оригинал взят у yunnathegreat в Сын человеческий или история о пальто и котелках Мой
любимый сюрреалист может похвастаться многими шедевральными работами,
скромно висящими в музее его имени в Брюсселе. Широкой же публике он
известен благодаря двум головам, затянутым куском ткани, сидящим гробам,
изображением трубки, а также женских половых органов, органично
вписавшихся в лицо. Ну и, естественно, благодаря нему - сыну
человеческому.
Образ
мужчины в пальто и котелке проходит красной нитью через все творчество
Магритта. Впервые он рисует схожий силуэт в 1926 году, назвав картину
"Размышления одинокого прохожего". Некоторые исследователи его
творчества полагают, что картина написана под впечатлением от смерти
матери художника. (Покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с моста).
Год спустя мотив котелка и пальто вновь всплывает в творчестве Магритта. "Смысл ночи". Смысл ночи, понятное дело, во сне.
В
очередной раз Магритт вспоминает про данный образ лишь в 1951 году,
создав картину "Ящик Пандоры". Предположительно, белая роза выступает
символом надежды, оставшейся на дне ящика.
В 1953 году Магритт рисует знаменитую "Голконду" дождь из мужиков.
Сам Рене утверждал, что данная картина олицетворяет одноликость толпы и
одиночество индивидуума в ней, который может прикоснуться к настоящей
жизни - опять же - лишь во сне.
В 1954 появляются "Великое столетие" и "Школьный учитель".
"Великое столетие"
"Школьный учитель"
В
1955 году человек в пальто и котелке раскрывается с разных сторон. Три
фигуры, три луны, три реальности. "Шедевр или тайна горизонта"
В 1956 альтер-эго Магритта утрачивает форму и мимикрирует под горизонт - работа "Поэт воссозданный"
В 1957 году Магритт вдохновляется Боттичелли, помещая Весну на спину человека в пальто. "Готовый букет"
Сделав перерыв в три года, в 1960 пальто возвращается к благодарному зрителю. С собой оно приводит яблоко. "Почтовая открытка"
А также представителей фауны. Важная деталь - человек в пальто и котелке поворачивается к нам лицом. "Присутствие духа"
В
1961 году Гагарин совершил полет в космос, а Магритт нарисовал "Портрет
Штефи Ланг", куда не преминул поместить два комплекта "пальто-котелок".
В
1962 году к фигуре добавились любимые художником изображения облаков и
листвы, да и концепция трех пространств вновь нашла отражение в
творчестве бельгийца.
"Высший свет".
"Дух приключений"
В 1963 Магритт вновь немного поэкспериментировал с формой.
"Бесконечное признание"
"Сторонник порядка"
В 1964 художник пишет предтечу "Сына человеческого". "Человек в котелке"
И,
наконец, мы добрались до, пожалуй, самой известной картины Магритта.
"Сын человеческий" задумывался как автопортрет художника, символизируя
современного человека, утратившего индивидуальность, но не избавившегося
от соблазнов.
В этом же году была написана вариация "Сына человеческого" - "Великая война"
Спустя
два года после "Сына Человеческого" Магритт вновь вернулся к котелкам.
"Декалькомания" и "Королевский музей" датируются 1966.
"Декалькомания"
"Королевский музей"
На
этом Магритт закончил свои отношения с котелками, но было поздно -
образ пошел в массы. Немалую роль в опошлении картины сыграли шаловливые
ручонки поклонников продукции Apple.
Впрочем,
не стоит винить только адептов испорченного яблока - как правило,
адаптация идеи обществом зачастую проходит болезненно для автора.
Апофеоз
процесса - трансформация "сына человеческого" в нового героя
прогрессивной молодежи. Чувствую, Магритт только что напоролся на гвоздь
в своем гробу.
Что
мы имеем на выходе? Один из ключевых образов художника опошлен и
коммерциализирован. С другой стороны, разве не это служит
доказательством всемирной известности?