Кризис одного года - миф или реальность?...
РАЗвитиеСамо по себе учение о возрастных кризисах не выдерживает критики с многих позиций, особенно настораживает строгая привязка к возрасту... Но это теория, а на практике если ребенок с криками "кууууппиииииии, купиии, я сказал" валяется в центре торгового зала магазина, а родители судорожно и безуспешно пытаются взять контроль в свои руки - я могу точно сказать, что источнику визга около трех лет))) И если родитель на консультации говорит: "Он на нас плевать хотел, ему только друзья важны и игрушки его компьютерные" - дальше речь очевидно пойдет о подростке... Если пропустить кризис новорожденности, прохождение которого связано в основном с эмоциональной близостью ребенка и матери (или заменяющего ее взрослого), то первый раз мы сталкиваемся с кризисом сразу после того, как радостно отметили "годовасие")))) Приглашаю всех желающих к обсуждению данного этапа жизни ребенка и ваших "лайфхаков" по его преодолению....
Когда я училась в университете - нам про этот кризис рассказывали, но особого акцента на нем не делали... Ну есть и есть... ну боится ребенок чужих... ну цепляется за маму... ну капризничает, когда что-то "не по его"...ну потерпите недолго и потом само пройдет... ну уж если не пройдет - тогда к специалисту...
Когда я работала детским практикующим психологом - с этим кризисом редко обращались (зато с кризисом трех лет валом валили)... Почему-то родители не очень сильно "заморачивались" с преодолением проявлений и последствий этого феномена детской психики. Не знаю как у вас, а в нашем психологическом сообществе главенствует позиция "само пройдет" по отношению к этой проблеме...
Когда я стала преподавать, на практических занятиях по консультированию я, поддавшись сложившимся стереотипам, практически не уделяла времени проработке этого кризиса...
Когда я стала мамой и сыну исполнилось год и два месяца кризис неожиданно вошел в нашу жизнь! Ничего себе, подумала я, а он оказывается существует! И теперь, на самом его пике, хочется разобраться в источниках негативных проявлений этого первого из многих кризиса и определить потенциал данного состояния для дальнейшего развития ребенка...
Итак, что мы имеем, что поможет понять и принять кризис одного года и ребенка в нем:1. Любой кризис - это ресурс. Новые стороны психической жизни, проявившиеся у малыша, разрушают сложившуюся гармонию, приводят к дисбалансу и, при этом, дают сильнейший стимул к росту и становлению... Это спасительная соломинка для родителей - каждый раз успокаивая разбушевавшегося детеныша, хорошо понимать, что это не страшный психованный монстр кидается в вас железной кружкой, а в муках рождается новая сильная свободная личность))))
2. Любой кризис когда-нибудь пройдет. Наступит момент, когда малыш вернет былую гармонию своему внутреннему миру (с вашей помощью или без нее) и как ни в чем ни бывало устремится к новым горизонтам развития и новым кризисам.
3. Каждый ребенок уникален и проживает кризис по-своему. Чьи-то родители с уверенностью утверждают, что кризиса одного года вообще не существует...кто-то наоборот получает в подарок от судьбы сразу все возможные проявления в максимальной степени "тяжести". Кому-то (например мне) достались отдельные симптомы (которых в принципе тоже достаточно)))) для выведения родных и близких из равновесия).
4. Любой кризис - это противоречия. В данном случае - это внутренний конфликт между двумя позициями: "Мне нужен защитник (мама, бабушка, папа и т.д.) прямо сейчас, я маленький и беззащитный, а мир такой огромный и незнакомый...." и "Я уже человек, я все могу и умею сам, никто не смеет мне указывать и управлять мной..." Понятно, что "в голове" у ребенка нет таких сложных логических конструкций, скорее смутные образы. В жизни это проявляется по-разному, например сегодня на площадке сын увидел собаку (любит их очень, но боится), решил идти ее смотреть...испугался и поэтому взял меня за руку, сделал шаг, вспомнил, что он взрослый и крутой, бросил руку с негодованием, опять испугался...и так по кругу))) десять минут до собаки шли!
5. Кризис предполагает выбор, который придется сделать ребенку. Я вижу три основных варианта развития событий. Первый, утонуть в зависимом поведении, "выключить" свою автономность и позволить контролю взрослых сделать жизнь понятной и легкой. Второй, уйти на максимальное обособление, граничащее с отчуждением, принести эмоциональную близость в жертву самостоятельности. Третий, встать "посередине" оставив все лучшее от двух противоположных полюсов.
Вот на этой почве и выросли вопросы, которыми я задаюсь каждый день - Как сохранить это равновесие между автономией и привязанностью?! Где границы дозволенного в этом возрасте?! Какими методами поддержать ребенка в его не простом выборе?!