Как обучать дошкольника на дому?
Пришел момент, когда сына заинтересовали цифры и буквы, сейчас ему 4,2 года. В 3 года я пыталась показать ему тетрадки с лабиринтами, логическими заданиями и прочими прелестями, но он был холоден к этому. Я думаю это было связано с развитием мозга, в 3 года он мог удерживать внимание не более 5 минут, в 4 года природное любопытство и желание познавать стали проявляться острее. Нервная система дозрела и вот сын просит показать ему цифры, научить читать. К тому же осень сократила наши прогулки и дни стали проходить особенно тоскливо, в сад сын не ходит из-за частых бронхитов, поэтому нам рекомендован домашний режим. Все это благоволило для обучения, и мы купили тетради. Самую первую мы покупали в Пятерочке, Веселые обучалки с наклейками, где в основном задания были на логику и раскрашивание. Вторая тетрадка Веселые обучалки На море пришлась ребенку больше по душе, там был счет до 5 и самые настоящие прописи. Сын с удовольствием выводил цифры, пока мы не закончили тетрадь. Пришло время найти ему что-то похожее и я купила пособие по программе Успех Я учусь считать, к сожалению она не пошла, подача материала сыну не понравилась, там нужно было в основном раскрашивать, много-много раскрашивать и он отказался по ней заниматься. Я подумала что стоит вернуться к Веселым обучалкам и взяла В зоопарке, снова отказ, не пошла. Тетрадь Колесниковой Я начинаю считать, тоже в отказ. В итоге я купила тетрадь Ломоносовская школа Начинаю считать 4-5 лет 1 часть. В этом пособии материал подавался как в Веселой Обучалке На море и эта рабочая тетрадь вызвала интерес ребенка. Мы стали заниматься по пособию. Мне это кажется особенно важным, т.к. сын занимался с 1,5 лет в разных развивашках, где делался упор на цифры и буквы. Итог, ребенку 4 года, а он не соотносит графическое изображение цифры с ее названием или количеством. Что-то грустно, учился и не научился, скорее всего было рано. Ладно сейчас хотя бы есть интерес и желание, а это половина успеха! Теперь с чем я столкнулась в процессе обучения:
1. Подача материала должна нравиться ребенку, я отложила 3 тетради в сторону, прежде чем его зацепила Ломоносовская.
2. Даже если интерес к обучению есть, занятие не может длиться более 10-15 минут, как бы маме не хотелось, ребенок устает. Если учесть что в 15 минут занятия входит две гимнастики пальчиков: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали... и Гимнастика словно мы за прозрачным стеклом", это все равно не продлевает занятие.
3. Положительное подкрепление обязательно. Я читала десятки книг по воспитанию, из всей этой массы у меня порядка 4-5 отличных советов, как учить детей не говоря без конца:"Нет, это не правильно, не так, вот так надо!" Когда сплошное нет-нет-нет, деть идет в отказ, занятие нужно прекратить, чтобы не вызвать негативное впечатление. Ругать, критиковать конечно же нельзя. Ребенок может не помнить деталей урока, но стойкое ощущения отвержения и неприятия, он запомнит надолго. Итак фишки:
- "О! Это четверка! Я поняла тебя, просто она наоборот, однако это четверка!" - дети постоянно зеркалят цифры и буквы, такое исправление мягкое и не затыкает желание пробовать еще писать.
- "Это сложно задание, писать цифры не легко, я понимаю, как тебе сложно." - нужно согласиться, что писать тяжело.
- "Вот эти цифры получились просто отлично, они ровные, не выходят за клеточку, и выглядят точь в точь как на образце! Ты славно потрудился!" - волшебная зеленая ручка обводит только более менее удачные цифры или буквы фокусируя внимание на самых отличных результатах. В первых прописях коляик-моляки больше чем чего-то логического и нормального, если хоть пол буквы получилось, обводите зеленой ручкой. Хоть что-то всегда должно получиться. Сейчас прописи сына на 50% зеленые, он доволен.
-"Папа смотри как сегодня славно потрудился наш ребенок! Смотри как он старался и писал!" - прописи и тетради нужно показывать папе, бабушке, дедушке. Хвалить ребенка описывая его старания и достижения, это сохраняет желание садится завтра за тетрадку.
- Хороший совет с красной ниткой, в основном все цифры смотрят влево и только 6 смотрит вправо.Мы запомнили это и на правую руку повязали красную нитку, чтобы на нее смотрела шестерка. В 80% случаев 6 смотрит на красную нитку. Для букв это так же актуальный прием.
- Чтобы постоянно не говорить НЕТ!НЕ ПРАВИЛЬНО!, когда ребенок называет не ту цифру я просто называю правильный вариант, к сожалению в 4 года, на второй попытке:"Подумай хорошо!" ребенок швыряет карандаш и идет в отказ.
- Игра наше все, когда нужно объяснить знаки больше, меньше или равно. В нашей тетради клюв пеликана открывается только в сторону самого большого количества рыбок, если слева рыбок меньше чем справа клюв пеликана закрывается, а если он не может решить и рыбок ровно, его клюв сложен в две линии. В задачах на больше, меньше и равно мы играем руками, рисуем пеликана. Интонация голоса игровая, веселая и это нравится ребенку.
Что я хочу сказать, пока эти позитивные методы сохраняют и интерес и желание учиться и это замечательно, однако этого маловато. Хочется больше приемов, возможно на ББ есть девочки которые преподают в школах или развивашках и у них есть секреты, как удерживать внимание, сглаживать негатив, когда ответ не верный. Очень хочу послушать ваши советы девочки, в книгах их мало, очень много про эмоции и чувства, а рабочих методов как зеленая ручка или красная нитка, встречаются по чайной ложке в час. Предлагаю ббшкам вспомнить все что работало с вашими детками и рассказать нам всем.