А нужны ли "развивашки" и дополнительные занятия?
Навеяно постами Кристины тут и тут, ну и многими другими :)
Ни в коем случае не претендую на истину, просто мои наблюдения и рассуждения на заданную тему. Да, есть у меня некоторая заинтересованность в данном вопросе , но я постараюсь здесь изложить все-таки свою личную позицию как мамы. Зато мнение мое сложилось не на пустом месте, а в результате общения как с мамами (причем обоих типов: и старающихся водить своего ребенка везде, где только можно, и тех, кто считает, что это все мода и мракобесие (а сколько таких бабушек! при наличии мам первой категории)), так и с профессиональными педагогами, психологами.
Да, сейчас есть некоторая мода на развивашки и дополнительные занятия и во-многом это результат нашей информационной среды. Вот скажите, у многих ли из Вас не возникало чувство вины при чтении сообщества «Раннее развитие»? Особенно, если ребенок у Вас первый и до его рождения Вы не особо-то интересовались методиками Монтессори, Домана, Зайцева и т.д.? Или, не дай Бог, при всей безграничной любви к ребенку, Вы не умеете, не можете, не хотите, не успеваете (и т.д.) заниматься развитием малыша по стандартам, существующим в современном мире? У меня возникало, лет до 1,5-2 Алисика точно. Причем, не могу сказать, что с ребенком никто не занимался и ее не развивали. Ну во-первых, у нас была прекрасная няня, на откуп которой я во многом отдала то, что называется ранним развитием, мы занимались по различным пособиям, считали ступеньки, поднимаясь по лестнице, клеили, лепили, рисовали… Кстати, картина, нарисованная Алисой за неделю до 1 года на ватмане, занимает у нас почетное место в гостиной и о том, что это рисунок ребенка, гости догадываются, только увидев отпечатки ладошек Но не было строго Монтессори-дней, тематических недель, обязательных показов карточек 2-3 раза в день и т.п.
И вот мамы с подобным чувством вины (как я их понимаю!) первая категория клиентов различных «развивашек». И я считаю, что это правильно. Лучше пойти на занятия, где педагог будет заниматься с твоим ребенком, учитывая возрастные умения, способности и психологическую подготовку детей конкретного возраста, чем несчастная мама вместо того, чтобы выспаться будет по ночам вырезать кружочки, домики, шить коврики, подбирать материалы (может у кого-то есть на это время днем, у меня не было), и, самое главное, ей как личности, это чуждо! Те, кто от этого кайфует, это совсем другая категория, я перед ними преклоняюсь
Следующий мотив: это общение, причем не детей, а мам! Это в основном относится к мамам малышей, для которых после 9-12 месяцев нахождения дома только с малышом, поход на занятия - это глоток свежего воздуха, практически выход в свет Кстати, и у детей, так появляются первые друзья.
И, на мой взгляд, это тоже хорошо!
Что касается детей, посещающих садик, а потом идущих на «развивашки» и доп. занятия...
Первое, и пожалуй главное, в саду действительно другое качество занятий. Даже если брать сад с сознательными квалифицированными педагогами (много таких?), не принимающих во внимание, что теперь у нас основная функция садов «присмотр и уход», нельзя дать за 20 минут группе из 20-30 человек тоже, что за 40-60 минут группе из 4-7. Нельзя!
Вы мне скажете, что 40-60 минут много? Не много, если занятия построены грамотно, опять же с учетом возрастных особенностей. Так у нас для малышей до 2-3 лет смена деятельности происходит каждые 5-10 минут, причем это не «посчитали» теперь «буквы повторим», это постоянное чередование пассивной (за столом, сидя на полу) и активной деятельностей (полоса препятствий, игры, танцы). Я ребенка в 2,5 года порой насильно вытаскивала с 3-его! часа занятий.
Во-вторых, сады не дают того разнообразия занятий, которое в принципе доступно в современном мире.
В-третьих, в возрасте 3-6 лет многие (не все) навыки намного проще заложить в ребенке, чем если начинать лет с 6. Они инопланетяне очень быстро все запоминают (если не выдадут сразу, вспомнят через полгода), хорошо приспосабливаются к графику и у них нет стереотипов, что учеба - это не удовольствие, а must, навязанный обществом и, очень часто, насилие над собой. Но! Как и во всем подход должен быть разумным, учитывая психологические и иные особенности конкретного ребенка. И если все это учитывать и грамотно подходить к занятиям, не будет у ребенка пресыщения и «замученности», будет тяга к новому. Главное, суметь удовлетворять ее и дальше.
Отдельно, хочу сказать насчет подготовки к школе. К сожалению, многими, как родителями, так и педагогами, подготовка к школе воспринимается, как обучение счету, чтению и письму. А главное-то совсем в другом! Основное - это психологически подготовить ребенка к школе, чтобы ему там было комфортно, чтобы для него не было чуждым сидеть за партой вместо возни с машинками, чтобы не вызывали отвращения домашние задания, чтобы он не боялся публично отвечать. Да, обучение чтению и счету тоже идет параллельно с этим, в том числе опять же, чтобы было легче адоптироваться к школе. И тут насчет садика против развивашек по подготовке к школе... Вот напишите мне, у кого в садике подготовка идет по 9-10 пособиям, включая Кумон + дополнительные наработки педагога, задания на фланелеграфе, блоки Дьенеша (ну у нас так, как в других центрах, не знаю). Насколько я знаю, в садах как правило, все ограничивается Игралочкой + пособием по развитию речи.
Насчет занятий дома, я «за» всеми руками и ногами, но это, все-таки, больше общее развитие и приятное времяпрепровождение с мамой, если конечно Вы не являетесь специалистом в том, чем вы занимаетесь. Фраза «зачем водить ребенка на хореографию, мы и дома отлично танцуем» вряд ли означает, что вы дома делаете разминку, партерную гимнастику (упражнения на растяжку на ковриках), учите ребенка взаимодействовать с партнером и ставите номера. Поэтому, не надо лукавить! Мы тоже дома танцуем, но это просто удовольствие и веселье, не более.
Дома надо играть, рисовать, танцевать и т.д., но это не надо все-таки сравнивать с профессиональными занятиями.
Очень не хочу, чтобы пост воспринимался как «сад, домашние занятия - это плохо, а развивашки - хорошо» или «у нее есть центр, что она еще могла написать».
Выше не об этом: хорошо все и сад, и развивашки, и занятия дома. Просто каждой маме надо для себя понять, что она хочет дать своему ребенку и себе (чувство вины и нереализованные идеи очень вредны для психологической обстановки в семье).
Ну, а лично для меня как для мамы, идеальным графиком для моего ребенка было бы: полдня в саду, во второй - доп. занятия или поиграть дома; вариант 2 - пару дней в саду, пару дома + доп. занятия. Пока так выстроить не получилось, ребенок весь день в саду, но в сад ходит только 3 месяца, все-таки надо адоптироваться плюс сад частный, группа маленькая, занятий много).
Доп.занятия ребенка нужны моей семье, не потому что мой ребенок гениален, особо одаренный и не потому что я самореализуюсь через нее. Мы хотим чтобы 1) у ребенка были увлечения и привычка не бездельничать и не сидеть перед телевизором / компьютером 2) была возможность попробовать, узнать и выбрать 3) в дальнейшем ей было проще в учебе 4) не было проблем со здоровьем 5) было за что себя уважать.









