Курочка ряба...

не поленитесь, прочитайте до конца! ___________________________________ Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое».  Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал — то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.• Дед и Баба хотели разбить яйцо?• Если хотели, то почему плакали?• Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?• Что было в яичке, когда оно разбилось?• Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?• Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?• Что мы ожидаем от чтения этой сказки?Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.Но сказка — только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты — такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами — древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, — символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь — только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой — Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип — заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.Теперь закройте глаза, и вдумайтесь в следующую фразу: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: "С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий"».— Что вы чувствуете? — спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, — это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны.  
20.03.2013
Спасибо!Да.... видно мне стоит чуток подождать и когда мелкий заговорит спросить что он думает на тему этой сказки...Ведь на самом деле у меня в голове её текст звучит именно так как мне её читали в детстве... ой... короч мыслей в голове много... а сказать не могу то что хочу...
20.03.2013
самое главное - критичность родителей. если есть вопросы к сказке, произведению, мультику - надо разбираться. многие сказки, тот же колобок, имеют очень глубокий и зачастую неоднозначный смысл. по своей сути сказка - повод для разговора с ребенком на множество философских и важных тем. повод задаваться вопросами и искать ответы. ну и плюс бессознательное влияние сказки на формирование нашего "склада архетипов", которые тоже будут на нас всю жизнь влиять, в том числе спасая в критические периоды жизни. тема безумно ин тересная! я одно время увлекалась сказками и сказкотерапией работала с детьми долго. обожаю))) я бы всем родителям советовала задуматься и начать читать на эти темы...  
21.03.2013
сыну на др подарили кукольный театр с героями курочки рябы и там приложена сказка, чтобы спектакли показывать. так там написано, что они пытались разбить яйцо, чтобы посмотреть какое оно в середине. а плакали потом, потому что яйцо разбилось на мелкие кусочки, и бабе и деду жалко стало)))
20.03.2013
нашли чем голову забивать себе
19.03.2013
Смысл этой сказки несмотря на ее простоту довольно глубок. Я тоже задавалась пару лет назад этим вопросом, читала много мнений, мне больше всего понравилась идея, что счастье не в деньгах, его легче и правильнее извлекать из простых вещей.  Вот было у деда и бабы золотое яичко, но не смогли они им воспользоваться, остались голодными. А из обычных яиц нажарили себе яичницу и наелись. :)
18.03.2013
я сама мучаюсь этим вопросом уже очень давно и какой смысл вообще золотоко яйца?. фкорлупа-то осталась - золотая... короче, я ее вообще не понимаю.
18.03.2013
Нам сказки непонятны, т.к. это обрывки и обрезки от первоначальных их вариантов. Тут и о зарождении мира и о кощеевом яйце. Ага! Мне вообще смысл многих сказок неясен. Ни гуси-лебеди, ни маша и медведи (простите, без ")
18.03.2013
вот и мне интересно)))
18.03.2013
Ну они же разбить на сковородку хотели, что бы съесть! А мышка на пол разбила и они голодные остались
18.03.2013
Присоединяюсь к Иришке, я всегда тоже так думала)))))Ну не собирать же ему с пола яйцо( а били то они его наверняка над миской или сковородкой...
18.03.2013
у нас в книжке дед пытается разбить яйцо молотком, положив его на пенек. на пеньке жарить собирался?)))
18.03.2013
Посмотрела , у нас в книжке на столе на полотенце яйцо лежит, дед замахивается на яйцо кулаком, а бабка сверху по кулаку ложкой ударить хочет...
18.03.2013
я теперь даже специально в книжном буду картинки в книжках о Курочке Рябе смотреть)) интересно стало, где что)
18.03.2013
я теперь даже специально в книжном буду картинки в книжках о Курочке Рябе смотреть)) интересно стало, где что)
18.03.2013
у нас в книжке тоже на полу пытаются разбить. дед молотком а баба колотушкой какой то... не понятно)))
18.03.2013
)))) ну дак оно же на пол разбилось, соответственно стало не пригодным для употребления.А дед яишинку, глазунью отведать хотел, а может просто сырое с утречка выпить))
18.03.2013
Яичница из золотого яйца?! Сырое золотое яичко?!   Там ведь в чем фишка - первое яйцо было золотое. Нафиг дед с бабой вообще полезли его бить - 1-ый вопрос. Если пытались бить и не смогли, а мышь им помогла, то почему расстроились и плакали - это 2-ой вопрос. И третье, курица пообещала больше не нести золотые яйца, а исключительно обычные - вот тут-то и нужно слезы лить!  Все-таки ответ в первом комментарии - "коллективный семейный психоз"- самый правильный! 
18.03.2013
там тока скорлупка золотая, у нас нарисовано) желток с белком растеклись как нормальные по полу))
18.03.2013
так вот она где, собака, зарыта! 
18.03.2013
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
... Хочу машину с АКП ...