И в сотый раз про оценки их отсутствие
ПоговоримПост навеян моим предыдущим постом (комментариями к нему), а также постом другой ББ-шки, написанным под влиянием моего (фактически, это просто выдержка из моих ответов там).
О моём отношении к оценкам.
Речь идёт о начальной школе, но и в целом моё мнение именно такое.
Я ЗА оценки, если это оценки, поставленные по принципам объективности:
1. Оценка не в сравнении с остальными, а с самим собой. У всех детей разные данные. Кто-то схватывает на лету, а для кого-то это тяжелейший труд. И что получается, вот кому легко, у него всегда 5, а кто-то старается, работает, а всё равно 3. Это неприемлемо. Если человек растёт над собой, это должно быть обязательно отмечено
2. Оценка не ребёнка, а его работы. К сожалению, зачастую снижают оценку, если ребёнок сам не нравится учителю, либо с учётом поведения.
Хотя бы эти 2 пункта.
Например, нет у ребёнка данных к математике. Он такой родился, да и учитель у него не звезда. У ребёнка постоянно 2-3. Где вина ребёнка? В случае с учёбой ребёнок никак не может повлиять на то, какие задатки у него будут, и он может только стараться делать лучше. И надо ещё учитывать, в какой семье ему повезло или не повезло родиться.
В итоге, я против оценок в том виде, в котором они сейчас есть. Они учат только плохому - "любой менее способный хуже меня".
Мне не нужно никаких оценок, чтобы я поняла, что мне близко, а что нет. А что касается стараний (которые, якобы, будут больше, если ставить те самые сравнительные отметки), то я никогда в школе не напрягалась вообще, я из тех, кому всё давалось бесстыдно легко (кроме труда, где было шитьё, беее, но мне за него ставили "5" автоматом, а потом я ушла в лицей, где на трудах изучали компьютерную графику).
Так вот, о чём я. В моей идеальной школе ребёнка приучают к тому, что он способен свернуть горы, если захочет, что можно разобраться во всём, что вообще нет ничего такого, что ему не под силу, что он точно не хуже того, кому всё даётся легко, что его усилия будут оценены.
В связи с тем, что определённая программа школы обязательна, и ребёнок не является лицом, принимающим решения относительно учёбы (даже школу не он выбирает), то он никак не может нести ответственность за это, на мой взгляд. Для меня текущая система образования в большинстве школ равно примерно описанной мной ниже.
Возьмём для примера маленьких детей, которые учатся говорить. Установим, что вот говорить чисто все звуки надо в 5 лет. Если это не так, все, кто не подошёл под норму, получают по красной наклейке, которую должны носить, пока не сравняются с теми, кто заговорил по норме. При этом, надо обязательно напоминать детям с наклейкой каждый раз, что они хуже, можно даже регулярно добавлять новые наклейки, пусть все обвешанные ими ходят, пока не научатся, ибо нефиг картавить в 5 лет, а то ещё решат, чего доброго, что они равны с теми, кто говорит чисто и красиво. И да, мне безразлично, что эти картавые решают в уме квадратные уравнения. Я отвечаю за речь, и у меня они будут все в наклейках позора. Какие варианты выхода детей из такого эксперимента будут, я уверена, каждый может предположить сам. И какой результат выдаст большинство отстающих.
Можно попытаться оценивать по какому-то параметру своих детей, если их несколько, они обычно сильны каждый в своём (можно сравнивать с соседом, без разницы). Вот если попробовать каждый раз оценивать то, что не удаётся, я уверена, родителям воздастся с лихвой))) И очень важно, если один старается сделать лучше, всегда говорить ему - а у твоего брата (сестры) всё равно лучше получается! Ну, бред же! Разве не очевидно?
И оценки, на мой взгляд, в том виде, как они есть сейчас, это зло. Своему ребёнку я такого не хочу.
В итоге, зная, что большинство людей за оценки именно в виде "как раньше", я рада, что для таких, как я, есть возможность найти школу и программу, в которой отношение к оценкам созвучное моему.