Ругательные игры или "как возглавить пьянку личного состава"
Психологические игрыПочти десять лет назад у меня с воспитательницей Влада состоялся следующий разговор:
-Кто учит вашего сына плохим словам? - вещала воспитательница.
-Конечно же я! Я никогда не доверю этого кому-то другому!
Воспитательница обалдело посмотрела на меня.
-Так он же учит других детей, а они такого никогда не слышали!
-Это не мои проблемы, что у детей такой маленький словарный запас! А если и так, то учите вы их. Вы же должны восполнять пробелы в образовании.
Воспитательница зло посмотрела на меня. В Александрийском педагогическом училище не было дисциплины матерщиноведения а зря. Через год мы перешли в другой садик, где воспитательница была психологом и вообще матерой теткой. Поэтому она сама начала обучать детей дразнилкам.
Итак, почему спиногрыз говорит плохие слова и дразнится: а) потому что он любит узнавать и творить новые слова б) потому что он любит общаться в) потому что не все в мире красиво, иногда бывает ж...па (а иногда бывает сплошная ж...па), так почему же не называть вещи своими именами?
Поэтому в отношении плохих слов я пользуюсь золотым правилом воспитания: "Если капитан не может предотвратить пьянку личного состава, он должен ее возглавить". Итак, предлагаю несколько "ругательных" игр, в зависимости от того, на какой стадии вербального развития находится ваш ругающийся деть:
Пропускаем случай, когда ругательство вырвалось случайно и больше одного дня его не повторяют, тут мы просто игнорим и идем дальше
Рифмовалки
Для возраста 2-3 года, когда спиногрыз уже точно знает, что это- плохое слово, частенько и с наслаждением повторяет его, мы можем предложить игру с рифмами. Моя Полька, ежели что-то не по ней, обзывается "кака". "Кака - бяка-забияка"- отреагировала я. Полька пришла в восторг, несколько раз повторила и уже неделю - тишина. А если это матерщинное слово? Сразу начинайте с рифмы, например, "дуй, куй и колдуй".
Что это дает? Когда ребенок первые разы слышит и произносит ругательное слово, это сопровождается обычно какой-то интересной эмоцией, своей или чужой: смехом,любопытством, возмущением, злостью и т.д. В мозгу создается своеобразная кнопка, на которую хочется нажимать и нажимать, повторяя слово и повторно вызывая эффект . Спокойно отреагировав и еще и подобрав похожие слова, мы эту кнопку убираем, дробим еще на 10 кнопок, на которые нажимать уже не так интересно. Кстати, рифмовалка годится для любого возраста вплоть до младшего школьного. А почему бы и нет? Можно, например, предложить 9-летнему спиногрызу поиграть в игру, кто придумает больше рифм на какое-нибудь словцо. И не просто игру, а на мороженое.
Глобальные обзывалки Для тех, кто полюбляет обзываться на всех подряд и делает это с удовольствием, предложите поиграть в мячик. Например, тот, кому попал мячик, должен обозвать друг-друга овощами: "ты-редиска", "ты-банан" или едой: "ты-сосиска", "ты - котлета" (уточнять, что банан - вонючий, а котлета дурацкая правилами воспрещается). После раунда такой игры условия меняем, бросаем мячик с ласковыми словами.
Что это дает? Все та же смена кнопки. Одновременно мы учим ребенка, что гнев можно выражать словами, которые приемлемы в обществе, а не только "по-деревянному".
Стихи-дразнилки Они обычно приходят вместе с первым детским коллективом. Наподобие, "Полька-Полька колбаса, на веревочке оса". Тут уже вооружитесь Интернетами. Раньше дети собирали фольклор медленно, по обзывачке в неделю, долго гордились новой. А теперь по слову "обзывалки и дразнилки" выпадает дляинный список ресурсов. Вот тот который лично мне приглянулся:
http://www.koshki-mishki.ru/view-2371-7.html
Приподнесите спиногрызу десяток, спросите, какая понравилась. Что это дает? Ребенок учится отвечать, пополняет свой ругательный опыт пристойными словами и ...постепенно теряет к этому интерес.
Одно очень важное замечание. Капитан должен возглавлять пьянку личного состава только лишь тогда, когда не может предотвратить, а не быть ее инициатором! То есть ваши игры должны быть реакцией на то, что уже есть. Если вы первыми начинаете обучать этому ребенка, вы этим лишаете его детства. Есть вторая крайность: мылить рот, вымывая плохие слова,бить по губам, ставить в угол, позорить на родительском собрании. Всему этому подвергалась ваша покорная слуга, и ничего не смогло помочь, и слава Богу! Потому что со своим будущим мужем мы влюбились в друг друга, когда нам было по 11 лет на почве ругательных стихов. В 16 лет был еще какой-то незначительный повод, но я его уже не помню.
Так что красивых дразнилок вам!
П.С. В который раз убеждаюсь, что коллективный разум превосходит индивидуальный. В процессе общения родилась еще одна игра. Для тех, чьи ругательства красивы и оригинальны, например : "иди в мойку", "мотал душу". Такие ругательства просто просят, чтобы их разыграли и рождается новая игра:
Театр ругательств
Дети все воспринимают буквально, поэтому для них ругательство - это целая история. Например, пьеса под назанием "иди в мойку". Можно построить эту самую мойку. Поставить возле нее начальника, который всех в нее посылает. Вот прошел человечек, ему приказывают "иди в мойку!" Он идет. Тут мимо проезжает машина. Ей уже начальник приказывает: "едь в мойку!" Потом пролетел самолет...корабль. Соответственно, лети и плыви в мойку. Потом после мойки можно еще куда-то полететь, пойти и поплыть.
В общем, творите, это очень интересно и для вас и для детей!