Игра в лялю
Психологические игрыНесмотря на несерьезность названия и на кажущуюся примитивность, эта игра очень глубокая. На прошлой неделе я убедилась в ее глубине и способности поддерживать ребенка и даже излечивать его душевные травмы. Но буду излагать по порядку.
Для тех, кто осуждает примитивный и невежественный язык, я поясняю, что «ляля» в данном случае - это специальный термин. Когда ваш деть приобретает нехилый жизненный опыт (протяженностью в 1,2,3 и более лет) перед его глазами предстает новый субъект - ляля! Перечислим ее отличительные черты:
1) Ляля всегда имеет гораздо меньший жизненный опыт, чем ваш ребенок (что такое для полуторагодовалого спиногрыза какое-то полугодовалое создание в коляске?! Конечно же,ляля!
2) Ляля - это то, кем когда-то давно был ваш ребенок, и он начинает это понимать где-то после двух лет, рассуждая на тему«когда я был лялей».
3) Ляля -это то, кому хочется иногда подражать, например, сделать что-нибудь, как ляля. Или, наоборот, с презрением сказать «это ж только для ляль» (а не для серьезного четырехлетнего мужика).
В лялю играют очень часто как по инициативе мам, так и по инициативе деток. Особенно эта игра становится важной в периоды переживания ребенком любых возрастных кризисов (2-3, 6-7, 10-11 лет), для излечения душевных травм, в периоды жизненных трудностей. Что происходит? Ребенок получает от вас подпитку в материнской любви и чувстве безопасности, вспоминает свой опыт прошлых побед и даже может заново переосмыслить и пережить некоторые моменты своей прошлой жизни. Теперь об игре. Хотя, что тут описывать, вы и сами все знаете, а может быть, и больше, чем я.
В лялю можно играть как с подачи ребенка, так и с подачи мамы (если ребенок захочет). Очень часто ребенок сам сигнализирует о необходимости играть в эту игру, начиная изображать из себя ребенка младшего возраста.
Сюжетом может выступать любой эпизод из жизни ляли: пеленание, кормление, купание, разговор. Вы начинаете играть с ребенком так, как вроде бы он - эта та самая ляля. Соотвественно, пеленаем (пеленала 9-летнего Влада), кормим с ложечки, начинаем разговаривать как с лялей. Ляля при этом ведет себя так, как хочет, хотя можно и подсказать спиногрызу, как он вел себя в таком возрасте. Очень хороший ход - показать ребенку весь путь его физического развития. В какой позе он лежал в животике, как он лежал в месяц, как переворачивался на бочок, поднимал голову, становился на четвереньки, садился и т.д….до косолапой ходьбы включительно. Можно так же попробовать с речью, с едой и т.д. Такие игры используются в восточных медитативных техниках, и имеют очень сильное действие. Ведь в душе вашего спиногрыза, как и в наших, взрослых душах, тоже живет внутренний ребенок, у которого есть свои незавершенные желания, страхи, травмы, обиды и т.д. Именно такие игры помогают спиногрызу и его маме гармонизировать детский внутренний мир. Только не спрашивайте, каким образом, я не знаю, а если вы знаете - расскажите.
Среди игрушек у ребенка всегда должны присутствовать куклы-ляли. Именно пупсы, а не Барби с грудью и с накрашенными губами (хотя и вторые имеют место, но первые тоже должны быть). Мальчик может протестовать, тогда можно пойти в обход, прикупив детеныша для его любимого животного или сказочного героя (например, сыночка спайдереныша - сына человека-паука). Игра с куклой-лялей - один из способов для воспитания таких качеств, как нежность, забота, умение сопереживать. Но эта кукла - ляля может также отражать внутреннего ребенка вашего спиногрыза.
Так вдруг случилось у Польки. Кто знает нашу историю, тот в курсе, что накануне своего годовасия Поля с тяжелыми ожогами попала в больницу. Наиболее травматичными и для меня, и для нее, были первые сутки, когда ее неожиданно выхватили из моих рук и унесли в реанимацию на ночь снимать болевой синдром. Последствием стал страх перед людьми, боязнь телесного контакта с кем-то, кроме меня…и конечно же, ужас перед всеми врачами. И тут вдруг, после нескольких игр в лялю, она начинает мне в ванной, играя с пупсом, рассказывать о нем: «Это мой сыночек, когда ему был год, он вылил себе на руку чай. У него так болело, так болело! Начинает показывать на пупсике, где именно у него болело, и почти все места совпали с локализацией ее ожогов. Мама понесла его к доктору, а доктор схватил - и забрал от мамы. Он его съел!» Я начинаю говорить с ней о том, что мама отнесла сыночка, потому, что только доктор мог сыночку помочь, а доктор не съел, он спасал сыночка, просто сыночек был маленьким и не понимал этого. Рассказала, что доктор сделал сыночку укольчик и у него перестало болеть. И наложил специальные бинтики с кремом. И мы вместе сказали «сыночку» , как мы его любим и никогда не дадим в обиду. В общем, эти 5 минут в ванной, имели огромное значение для исцеления Полиной души.
Через несколько дней пришла наша участковая доктор по вызову, и Поля, раннее бившаяся в истерике, завидев нашего врача еще с порога, отреагировала очень спокойно, показав ей горло и дав послушать. Поля начала общаться с детьми и даже прикасаться к ним во время игр. Совпадение, скажете вы? Нет, я не верю в совпадения, но верю в то, что мама, играя со своим ребенком, может сделать для него больше, чем любой психолог или врач. Проверьте!