Тиме год и пять
Кусочек волшебства, который может создать каждый!
Кто читал про Петсона и Финдуса Механический Дед Мороз Сразу поймет, что в одном из шариков наше письмо Деду Морозу.
Дождались липкого снега, любуемся уже второй час!
По сказке волшебник придет на свет фонарика, заберет именно тот самый снежок и погасит свечу❄️❄️❄️
Случилась вчера случайно у тимы. Была отложена далеко, но попалась на глаза, и к моему удивлению была прочитана целая страница!
Книга меня пленила давно. Да, иллюстрации старомодны. Да текст не слишком современный. Но как сделана! Полностью соответствует моим представлениям о правильных первых книгах:
- крупный шрифт
- никаких слогов
- на одной странице текст, на соседней иллюстрация к нему
- удобный формат
- плотная не бликующая бумага
Есть у кого в библиотеке такие же супер экземпляры? Ни одна книга этой серии не настолько крута, как эта.
Не могу не поделиться! Мы собрали трилогию Левитана о космосе и счастью нашему нет предела! Раньше она издавалась одним тяжеленным томом, а теперь ее разделили на три части.
Фразы-помощники
Сын бежит по коридору, хохочет, заливается.
- Отчего смеешься?
- Да это радость во мне говорит!
Пробегает мимо сестры, задевая ее стол.
- Тима! Я здесь работаю!
Прыгает на папу с разбега, сталкиваясь одновременно со словами:
- Со мной так нельзя, мне больно.
Гости, впервые попадающие в нашу семью, поначалу недоумевают. А мы уже и не замечаем этих фраз, до того плотно они вжились в наш быт. Но я прекрасно помню миг, когда года 4 назад мы только пришли в Монтессори центр, как эти фразы резали мне ухо, как язык не поворачивался их произносить. Казалось, они искусственные, не естественные, не живые, придуманные. Насколько удивительным был факт, что дети, напротив, охотно их принимают, легко начинают употреблять. Для детей они сразу понятны, эти фразы работают, а дети отлично чувствуют, что приносит им пользу, что нет. Испробовав разные способы, они легко приходят к выводу, что отстаивать свои границы можно общепринятыми клише, которые ясны и взрослым, и ровесникам, и малышам.
- Это моя работа.
Что кроется за этими простыми словами? Я занят. Я первый взял. Не мешай мне. Я не готов работать вместе. Столько всего можно выразить одним нейтральным предложением! Именно благодаря универсальности, оно легко обосновалось в нашем доме. Если мне надо оградить детей от кухонного стола в какой-то момент, согласитесь, не всегда дети - помощники на кухне, чаще всего я просто скажу: "Это моя работа". И, услышав нужный код, даже младший ребенок понимает его.
Следующая волшебная фраза, которую мы с мужем охотно позаимствовали у Монтессори-педагогов: "Найди себе другое занятие". На мой взгляд, более чем удачный способ переключить ребенка. Помню выражение лица мужа, когда он случайно сказал ее сыну впервые. Муж работал паяльником, сын вел себя слишком активного для такой серьезной работы (ему тогда было около 2 лет), после нескольких неудачных попыток, включая "отойди", "ты мне мешаешь", "папа занят", неожиданно было сказано: "Тима, найди себе другое занятие". И знаете, как на кнопку нажали на ребенке - он пошел и действительно нашел себе другое занятие! Спокойно, без обид, криков, по-настоящему переключился. А муж по-настоящему впечатлился: "Так что, какие там еще фразы у вас в ходу в школе?". Сейчас уже сам сын (5 лет) охотно использует этот простой код-команду при необходимости переключить младшую сестру, а порою и нас, родителей, если чувствует, что мы посягаем на его деятельность.
Редко мы используем дома слово "нельзя", дабы не лишать его категоричности. Но часто употребляем "опасно" и "такое правило". Вместо "Нельзя лезть в камин!" - "Лезть в камин опасно!". Ограничения таким способ естественно воспринимаются с детьми, почти не вызывая возражения. А теперь моя двухлетняя малышка заявляет мне на трассе: "Мама, ты слишком быстро едешь, много машин, это опасно!". И я слушаюсь, а куда деваться?
Очень удобная и действенная фраза, которую мы также позаимствовали из Монтессори среды, - "такое правило". Фраза-аксиома, верность которой нет необходимости доказывать. Поэтому она отлично работает в экстренных ситуациях, когда ребенок не соглашается, стучит руками и ногами. А ты ему честно заявляешь: "Реви не реви, ничего не изменится. Такое правило". И добавляешь, какое правило ты имеешь ввиду. И зачастую ребенок еще поревет, конечно, пролив слез тщетности от того, что изменить он правило не может, но он его воспримет. Тут есть только один важный фактор - правило по-настоящему должно быть правилом, а не тем, что ты только что придумал. И дети должны быть в курсе этих правил, тогда эта фраза реально работает.
- Моем руки перед едой
- Через дорогу ходим только за руку
- Кто первый взял, тот и играет
Вот к такого рода правилам можно апеллировать этой фразой. Мы как бы возвращаем ребенка к тому, о чем договаривались ранее. Здорово, если правила прям выведены у вас дома в свод правил. Это не значит, что данный документ обговорен один раз и навсегда. Он может меняться вместе с ребенком. Ребенок растет, придет момент, когда он сам сможет переходить дорогу, например. Дети, кстати, очень любят правила. И эти списки тоже. Гордятся тем, что они их знают, и очень любят вводить в курс дела и младших, и друзей, и взрослых. В ходе общей игры эта фраза просто незаменима. Дети имеют опыт, что если в начале правила не были введены, то в процессе игра станет неуправляемой. Поэтому Тима и в занятиях с сестрой и с ровесниками, чаще всего уже начинает игру с фразы: "Давай договоримся о правилах". Он уже понимает, что это выгодно в первую очередь ему, даже если иногда кажется, что правила "ущемляют".
Пришел черед фразы-королевы нашего дома. За нее я готова говорить спасибо педагогам нашего центра буквально каждый день!
- Так со мной нельзя! - говорит брат младшей сестре, когда она толкает, отбирает, мешает.
- Так со мной нельзя! - говорит сын родителям, когда мы повышаем голос, поступаем по его мнению несправедливо.
- Так со мной нельзя! - говорю я мужу, когда мне что-либо неприятно.
- Так со мной нельзя! - говорю я сыну, когда меня обидел его тон или поступок.
- Так со мной нельзя! - говорит папа сыну, когда тот путает авторитеты, повышает голос, заигрывается и делает больно.
Пару месяцев назад дочь вечером за столом выдала эту фразу, когда мы ее ограничили в конфетах. Муж прикрыл глаза рукой, сказав: "О, Боже! Еще одна!". На самом деле мы все порадовались этому ее этапу взросления, пусть первый выпад был не совсем в нужный момент, но далее она быстро освоилась и начала использовать фразу по ее прямому назначению - для защиты своих границ. Я скажу больше, эта фраза оказалась на деле такой действенной, что я ее могу кинуть и грубой продавщице, и ругающемуся водителю. Да, пока трудно бывает, но я чувствую, что говоря такими словами, с одной стороны защищаю себя, с другой - не опускаюсь до хамского уровня обидчика.
Про магию слова "помоги" я уже писала отдельно. Замечательно, что в школе моих детей уделяют ей так много внимания.
Отмечу, что, конечно, мы употребляем не только фразы педагогов. Некоторые сами появились и закрепились конкретно в нашей семье. Например, сын может попробовать начать разговор с беседующими взрослыми, только сказав во время паузы "разрешите выступить". Коротко и ясно!
Любые затруднения у нас всех обозначаются словами: "У меня проблема, будем решать".
Все эти фразы стали настоящими помощниками в нашей семье. Они короткие, лаконичные, простые. Их легко запомнить. Они действуют одинаково и на взрослых и на детей. Более того, посторонние люди реагируют на них именно так, как ты ожидаешь, ибо эти слова трудно интерпретировать по-иному. Конечно, такие фразы не панацея. Наши дети, так же как все, все равно плачут, обижаются, кричат, ругаются. И мы, взрослые, тоже. Но благодаря этим фразам, которые понимает и использует и самый младший и самый старший, многие конфликтные ситуации стали решаться проще, ведь мы говорим на одном языке.
Недавно я писала, что не люблю раскраски, и что Тимоша почти не раскрашивает. Однако, я схитрила. У нас есть раскраски, особенные.
Серия книг Узоры Монтессори
"Тренируясь в раскрашивании этих узоров, ребенок незаметно для себя готовит руку к письму, отрабатывает технику безотрывного письма. Постепенно рука становится все менее напряженной, штрихи получаются более ровными и частыми. К тому же раскрашивание таких узоров поможет почувствовать гармонию цвета, путем создания необычных цветовых комбинаций."
На деле же - отлично развивает чувство границы, чувство цвета, не навязывая при этом шаблонных образов в отличие от обычных раскрасок.
Все забываю рассказать. Мы тут где-то месяц назад были в Колядатеатр на представлении "Карлсон вернулся". И мы в таком восторге!!! Все было отлично, начиная с кофе в буфете!
Очень понравилось следующее:
🔸в фойе можно написать открытку, бросить в ящик, а театр сам ее отправит!
🔸в фойе очень много предметов старины и СССР, просто кладезь милейшего хлама!
🔸посредине представления, ровно когда дети устали, Карлсон всех угостил печеньем, подкрепив силы деток и вернув их интерес - гениально:)
🔸в конце всех детей позвали прибирать беспорядок на сцене - и дети в восторге, и актерам удобно
🔸спектакль наполнен одновременно и детским и взрослым юмором - никому не скучно! Лично я хохотала до слез
🔸проникновенные слезливые моменты тоже были - идеально сочетание смеха и нюней
Советую категорически всем, начиная с 5 лет
Очень трудно дома создать настоящую Монтессори среду, но такой средой можем стать мы - родители. Наблюдая за своим ребенком, отслеживая, что ему интересно, не самим нанизывать знания: а давай сделаем опыт, а ждать подходящий момент. Я вижу это так: родители как Монтессори класс наполнены разными материалами, когда ребенок созрел до какой то зоны, вам остается лишь выудить заготовку из своего арсенала.
День издательства МИФ. Ваще я ржу с этого издательства, если вас мучают вопросы, как стать кем-то, то вы его клиент! Как писать так, чтоб читали. Как мечтать. Как стать эффективным менеджером. Как творить. Как писать стихи. Как научиться быстро читать и так далее.