Девочки, я расскажу вам сейчас об одном качестве, которому нужно учить деток, начиная с дошкольного возраста и дальше. Это- дивергентное мышление. Иначе говоря, мышление, при котором задача имеет множество решений. На самом деле, большинство жизненных задач именно такие, для них нет одного пути решения. Не существует одного-единственного решения того, как устроить быт, как построить крепкие отношения с мужем, как найти друзей.
К сожалению, в школе формируется другое, конвергентное мышление, в котором на каждую задачу имеется один единственный ответ. 2+2 всегда равно 4, параллельные прямые никогда не пересекаются, а "ж"-"ш" всегда пишется с буквой "и". И 99,9% школьных задач именно такие. И что происходит? Ребенок привыкает к тому, что где-то существует одно правильное мнение и авторитет, который может подтвердить его. Став старше, ребенок ищет опору в ком-то другом, кто прав, кто знает ответ. Это здорово мешает в жизни, и в личной и в профессиональной. Ведь есть множество профессий, где то, что человек делает, ценится именно неповторимостью, уникальностью. Это - творческие профессии (дизайнер, музыкант, режиссер). Или профессии, где человек работает своей личностью (учитель, психолог, продавец). Но в любой профессии возникают ситуации, которые нужно решать нестандартно. Например, одна моя знакомая доказывала мне, что бухгалтерский учет - это самая творческая профессия. Также на работе существует множество ситуаций, связанных с общением. Как попросить начальника о повышении? Как найти общий язык с сотрудниками? Кто знает ответ? Да никто! Его не существует, эти задачи решаются исходя из личности человека. Даже в зрелом возрасте человек, который привык к конвергентному мышлению и к опоре на авторитет, очень неуверен, когда ему дают свободу действия. Он ждет того, кто сказал бы ему, как делать правильно, а потом похвалил бы или поругал за это.
Как же развивать дивергентное, творческое мышление ребенка? Ну, во-первых, позволять ему быть собой в решении жизненных задач. Доверять ему, не пытаться навязать свое видение там, где это не нужно. Конечно, рамки и правила должны быть и 2+2=4, но есть очень большая область, где можно творить, искать, поступать по-своему. "Как ты думаешь?" "Как тебе кажется?" "Как бы ты это сделал?" Хорошие вопросы, которые помогают понять себя и почувствовать доверие к себе. Сейчас очень модны занятия по ТРИЗ. Это - замечательно! Но здорово, когда и мы можем посмотреть на жизнь как на поле для поиска, самовыражения и творчества, почувствовать ее многовариантность и передать это детям. А вам в жизни пригождается творческое, дивиргентное мышление? Как передаете эту идею деткам? Расскажите мне, а я послушаю. Ваша Ameli