Лиза медленно, но верно учится читать. Начали мы это дело в 5 лет по букварю Жуковой. Но с неохотой и очень редко. Но, учитывая, что буквы мы еще знаем не все, надо сказать, что результат на лицо. Тьфу-тьфу, но прочитать слог с новой буквой для нее не проблема, а даже уже и слова до 6 букв.
Вчера прокололи ушки Сашеньке. Сережки нам кресный подарил еще в годик, а вот вешать их решили к 2-м годам. Вот решили, что пора. Да не тут-то было. Обратились туда, где старшей прокалывали - отказ, дескать еще мала, мы боимся, были случаи... Так только в третьем месте нас приняли. Но все прошло гораздо лучше, чем ожидали. Немного начала пищать после первого ушка. Но мы ее быстро заговорили. И тут же второе. Старшей когда кололи - еле ее удержала после первого уха, думала не проколим. Так что теперь мы красивые!!! Главное теперь не допустить попадание инфекции.
Записали дочку на танцы, точнее в хореографическую студию. Уже два раза сходили. Нравится и ей и нам. Вчера купили специальный костюм - купальник (как для гимнастики) и балетки. Принцесса. Хотела еще на гимнастику отдать, предложили бесплатно походить. Но не буду. Я посмотрела как они занимаются - два раза в неделю, один танцуют, а второй на коврике лежа занимаются, ничем не отличается от гимнастики. Я думаю тяжело ей будет в два кружка ходить с такой нагрузкой. Лучше на рисование походим, в садике сказали будет кружок.
У брата скоро день рождения, 30 лет. Начала задуматься о подарке. Посоветуйте, что подарить...
Состав : 3-4 вареных картошки
зеленый лук
1 баночка печени трески
4 яйца
майонез
маслины
чипсы "Pringles"
Укладывать слоями: картофель тертый на крупной терке, майонез, порезанный зеленый лук, майонез, печень трески (размятая вилкой и сбрызнутая соком лимона, чтоб не горчила), белки яиц на мелкой терке, майонез, желтки яиц на мелкой терке, на них нарисовать сетку из майонеза, в каждую ячейку положить по четвертинке маслины, вокруг салата разложить чипсы.
Еще один вариант:
Слои :отварная курица, яйца, вареный лук, маринованые шампиньоны. Вместо маслин - кукурузу (как будто подсолнух еще не созрел:), можно под неё немного сыром посыпать (для пущей желтизны). А для большей красоты картины по окружности посыпать зеленью мелко нарезаной, ооочень красиво и вкусно!
В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. К сожалению, многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа "сложи слоги с буквой А и прочитай их", "составь, запиши и прочитай слоги", а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?
Есть авторы, которые предлагают способы облегчения слияния букв в слоги с помощью специальных приемов.
Так, Н. С. Жукова в своем "Букваре" иллюстрирует слияние согласного и гласного с помощью "бегущего человечка". Предлагает показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их "дорожкой", при этом тянуть первую букву до тех пор, пока "ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".
Еще один способ облегчения слогослияния находим к книге Ю. В. Тумалановой "Обучение детей 5-6 лет чтению". В методической части книги предложены разные варианты сопровождения слогослияния:
- взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы,
- взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней,
- взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.
На страницах, предназначенных для работы с ребенком, видим следующие оригинальные изображения слогов:
Изложенные выше приемы относятся к звуковому аналитико-синтетическому методу обучения чтению. "Буква И после согласного обозначает его мягкость, значит, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". Примерно так выглядит цепочка умозаключения при чтении слога посредством звуко-буквенного анализа. А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста, которые благодаря высокой организации аналитико-синтетического мышления способны успешно освоить чтение таким образом. Но для большинства детей этот способ слишком трудный. Он не соответствует возрастной организации познавательной деятельности. Даже при использовании вспомогательных приемов, изложенных выше, чтение по звуковому аналитико-синтетическому методу дети пока еще освоить не могут, или же формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы (заниженная самооценка, протестные реакции, замедление развития познавательных процессов, свойственных данному возрасту).
Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы просто по памяти воспроизводите разные типы слогов и осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звуко-буквенном составе слова.
Исходя из этого, можно понять, что проще для ребенка научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний. Наиболее успешным такой способ обучения чтению будет для детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается и совершенствуется память, все ее виды (слуховая, зрительная, память "на движения", комбинированная, смысловая и др.) и процессы (запоминание, хранение и воспроизведение информации).
Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:
- многократное называние слога взрослым;
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;
- самостоятельное называние - "чтение" слога.
Конечно, ребенку должно быть интересно заниматься. При ознакомлении ребенка со слогами можно использовать короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные буквы все по очереди, они в паре поют "песенки" - слоги. Согласная буква может "отправиться в лес за грибами", может "кататься на лифте", может "ходить в гости к подружкам - гласным буквам" и еще многое другое, на что способна ваша фантазия. Можно изготовить большие вырезанные из цветного картона буквы с лицами и ручками, тогда гласная и согласная буквы еще и "за ручки берутся и поют вместе песенку" (слог). Не думайте, что вам придется сочинять такие сказки для каждой согласной буквы. Ребенок вскоре сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.
Порядок ознакомления со слогами не принципиален, его определит та азбука, которую вы выберите для обучения чтению ребенка. Некоторые азбуки задают последовательность изучения согласно частотности употребления букв в языке, другие в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей, третьи - по замыслу авторов пособий.
После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком:
- попросите привезти на грузовике "кирпичик" КА, или КО, или КУ и т. д.;
- "превратите" листочки со слогами в конфетки, угостите куклу "конфеткой" КИ, или КЕ, или КО и т. д.;
- поиграйте "в почтальона" - разносите "письма"-слоги членам вашей семьи, например: "Отнеси бабушке КУ", "Для папы отнеси письмо ПЕ" и т. д.;
- разложите слоги на полу, "превратите" ребенка в самолетик, командуйте, на какой аэродром приземлиться.
Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению ("Покажи Буратино слог ПУ!", а сразу после показа - "Скажи ему, какой это слог").
Можно разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали (но не по вертикали, иначе слог будет разделен на буквы). Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.
Если ребенок уверенно держит карандаш в руке и умеет писать или обводить буквы, напишите пунктирной линией слоги, которые заучиваете с ребенком, предложите обвести названный вами слог, можно разные слоги обводить карандашами разного цвета.
Всегда после выполнения заданий на поиск слога спрашивайте ребенка, какой это слог (но не "Прочитай, что написано! "). Ребенку в данных учебных ситуациях нужно только припомнить, задание с каким слогом он выполнял, вы сами этот слог называли, когда давали задание. Если ребенок не может вспомнить слог, предложите ему на выбор несколько вариантов ответов: "Это ГО или ГУ?", "ЛЕ? BE? СЕ?". Так вы оградите ребенка от вынужденного побуквенного анализа слога ("Г и О, будет... Будет... Будет..."), который вызовет у него отрицательные эмоции, так как осложнит процесс чтения. Дети, которые привыкают "видеть" в слоге отдельные буквы и пытаются их "складывать", часто длительное время не могут перейти к слоговому чтению и чтению целыми словами, "складывание" слов из букв не дает им возможность увеличивать скорость чтения.
Стоит ли с одинаковым упорством заучивать все слоги? Нет! Обратите внимание на слоги, которые редко встречаются в русском языке (чаще с гласными Ю, Я, Э), не настаивайте на уверенном чтении этих слогов, если ребенок их трудно запоминает. Слова РЮША, РЯСА, НЭЦКЕ и подобные не так часто встречаются в книгах!
Слоговой домик
Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать Слоговой домик, который будет "строить" сам ребенок по мере изучения слогов-слияний. Для его изготовления потребуется большой лист бумаги (ватман, обои), фломастеры или краски, клей и цветная бумага или картон. На большом листе бумаги нужно изобразить "каркас" дома: внизу по горизонтали напишите гласные буквы (можно изобразить их в арках-подъездах), по вертикали снизу вверх напишите согласные буквы в том порядке, который предлагает ваша азбука или букварь (интереснее будет, если согласные буквы будут "стоять на балкончиках"). Каркас готов. Теперь на отдельных листочках бумаги - "кирпичиках" - напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого "кирпичика" в доме (по горизонтали - "этаж", по вертикали - "подъезд"), приклейте слог на его место. Теперь можно после занятий с группой слогов вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ребенок будет видеть свои успехи в освоении чтения.
Фактически Слоговой домик - аналог таблицы для чтения по методике Зайцева. Но в этом варианте перед глазами ребенка будут только те слоги, которые он уже начал осваивать, а порядок слогов определяете вы сами (по своему усмотрению или по порядку появления букв в азбуке).
Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:
- поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);
- чтение цепочек слогов - по гласной ( МА - НА - РА - ЛА - ПА -...), по согласной ( ПА-ПО-ПУ-ПЫ-...);
- чтение слогов с договариванием до слова ( КА - каша, КУ - курица,...);
- в дальнейшем по таблице можно загадывать ребенку слова, показывая их по слогам, или ребенок по своему замыслу или заданию взрослого сможет сам составлять слова. В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых "кирпичиков" - ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.
Слоговая раскраска
Довольно редко, но все же встречаются в книгах-тетрадях такие задания. Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом. Каждый слог раскрашивается своим цветом.
При выполнении такого задания возникает естественная возможность многократного называния слога, а значит, и его запоминания. Работайте над задание последовательно: сначала один слог, затем другой... Сначала сами покажите и назовите слог, определите цвет для его закрашивания, затем, когда ребенок будет находить и закрашивать соответствующую деталь картинки, спрашивайте, какой слог здесь написан.
Слог + картинка
На этапе самостоятельного чтения используется упражнение "Слог + картинка". Такого рода задания редко встречаются в учебных пособиях, но они очень полезны, так как способствуют раннему формированию осмысленного чтения.
Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.
В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке.
Более сложный вариант задания - соединить картинки и слоги, которые есть в названии этих картинок (в середине или в конце слова).
Можно самостоятельно изготавливать такие задания: используйте ранее написанные вами слоги и подбирайте к ним соответствующие картинки из любой настольной игры или из лото.
Наиболее сложными при обучении чтению дошкольников являются слоги-слияния, о которых мы говорили выше, но в русском языке кроме слогов-слияний существуют и другие типы слогов - обратный слог ( AM, АН...), закрытый слог ( СОН, КОН...), слог со стечением согласных ( СЛО, СКО...). Каждый из этих типов слогов требует отдельного внимания при обучении, тренироваться в их назывании-прочтении необходимо для упрощения дальнейшего перехода к чтению словами.
Так, нужно предупредить неправильное чтение обратного слога: они состоят, так же как и слияние, из согласного и гласного, и дошкольник может прочитать обратный слог как слияние, переставив буквы местами при чтении ( ТУ вместо УТ). Полезным будет сравнение и прочтение пар слогов - слияния и открытого, состоящих из одинаковых букв ( МА - AM, МУ - УМ, МИ - ИМ и т. д.).
При обучении чтению закрытого слога предлагайте ребенку читать пары и цепочки таких слогов, схожих по входящему в их состав слиянию ( ВАМ - ВАС - ВАК - ВАР - ВАН и т. д.) или по "причитываемому" согласному ( ВАС - MAC - ПАС, МОС - МУС и т. д.). Аналогичную работу необходимо проводить и при обучении чтению слогов со стечением согласных ( СКА - СКО - СМУ - СПО, СКА - МКА - РКА - ВКА - ЛКА и т. д.) Упражнений данного содержания, которые представлены в выбранном вами учебном пособии, может быть недостаточно, такие цепочки вы можете составлять сами. Иногда детям такой вид работы не нравится из-за некоторой его монотонности, в таком случае предлагайте не только читать слог, но и договаривать его до слова ( СКО - скоро, МОС - мост...). Такое упражнение не только увлекательное, но и развивает фонематический слух ребенка, а также в дальнейшем будет способствовать осмысленному чтению слов.
Итак, при обучении чтению слога помните!
- Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.
- Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.
- Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога.
- Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.
- Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.
- Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами.
Утро, сын слез с кровати, подобрал тут же валяющийся колпачок от ручки, и игра началась. Вначале колпачок оказался в щели между кроватью и матрасом, потом им заткнулось ухо маме, и, наконец, он полетел в стену. С этого момента и до позднего вечера все, чтобы не попалось в руки малышу, неизбежно окажется пригодным для игры. Игра — основная форма существования малыша, она занимает большую часть времени, которую он проводит в состоянии бодрствования. Она важна для ребенка, и сравнить ее можно с работой и хобби в жизни взрослого человека. В игре малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Игра до года Игру младенца можно назвать элементарной. Когда малыш играет с погремушками, рассматривая их, перекладывая из одной ручки в другую, когда роняет или специально бросает на пол, таким образом он знакомится с несложными физическими законами. В этом возрасте ребенку интересно все что шуршит, чем можно погреметь. Дети тянут ручки к мобильнику, по долгу мнут в ручке фантик от шоколадки, или пакет. От года до 2 лет Следующая стадия игры — предметная. Теперь малыш проделывает определенные действия с предметами, например, возит по полу машинки, строит домики из кубиков, нанизывает предметы друг на друга. В процессе подобной игры ребенок наблюдает за предметами со стороны. Бросать камушки в лужи и радоваться кругам на воде малыш может часами. Переливать из чайничка в чашечку и обратно — хоть целый день. От 2 лет и старше Любимая игра повзрослевших детей — ролевая, когда они могут изобразить кого-то, представить себя на чужом месте — врача из поликлиники, продавца из соседнего магазина, шофера и т.д. Таким образом, малыш сам становится частью игры. Но ролевые игры также различаются по степени сложности, и чем сложнее игра, тем труднее малышу самому справляться со всеми желаемыми ролями. Ему необходимы партнеры по игре, таким образом ребенок переходит в стадию коллективной игры. Это происходит обычно к трем—четырем годам его жизни. Но до трех лет малыш предпочитает индивидуальную игру коллективной, он еще не умеет достаточно хорошо общаться с другими детьми, ему не требуются сложные стадии игры, пока он довольствуется игрой с предметами. На втором году жизни ребенок становится более крепким физически и более подвижным — это возраст его активности и самостоятельности. Малыш ищет контакт с окружающим его миром, приобретает некоторые навыки познавательного характера. Он уже ходит, точно координирует движения, способен производить некоторые несложные действия. Происходит быстрое развитие речи: словарный запас двухлетнего ребенка достаточен, чтобы общаться со своими близкими и сверстниками с помощью речи. Активные игры для мышц и ума Разумеется, самое большое влияние на развитие ребенка оказывают родители. Разговаривая с малышом, Вы можете направлять его поведение, обучать определенным действиям. Имейте ввиду, что организм малыша еще хрупок и очень восприимчив к внешним воздействиям. Поэтому не плохо, чтобы игры кроме развлечения способствовали еще и закалке. Необходимо постоянно укреплять здоровье ребенка, заниматься его физическим развитием. Игры должны учить детей выполнять различные действия с предметами: возить тележки, усаживать в них игрушки, играть в мяч, скатываться с горки и т.п. Самая главная задача родителей двухлетнего малыша — это умение правильно направить энергию своего ребенка. Если ребенок не может сосредоточиться на игре, он не знает, что ему хочется делать в определенный момент, или если он вообще не проявляет должного интереса к играм, родителям следует насторожиться. Постарайтесь исправить обнаруживаемые недостатки малыша, и опять же в этом Вам поможет игра. С помощью игры можно выработать у ребенка качества, которые Вы желали бы видеть в его характере. В процессе игры можно приучать ребенка к труду, порядку, дисциплине. Некоторые родители запрещают малышам слишком активно двигаться как дома, так и на улице. Но подвижные игры на свежем воздухе малышу просто необходимы, как для его физического, так и для психического здоровья. Подвижные игры способствуют совершенствованию мышечного аппарата, помогают ребенку овладевать произвольными движениями, т.е. учат его действовать не хаотично, а целенаправленно. Ограничение малыша в движениях может привести к тому, что ребенок окажется не подготовленным к школьным занятиям, требующим способности сдерживать себя, управлять своими действиями и поступками. Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее обязательные правила регулируют поведение ребенка, ограничивают его импульсивность. Известно, что у детей младшего возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому главной задачей родителей на данном этапе развития своего чада будет являться обучение малыша в игровой форме. Преимущество этого заключается в том, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых занятий и способов действия. Игры способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждают ребенка к творчеству, малыш начинает рифмовать простые слова, сочиняет свои первые стихи. В игре у ребенка появляется тяга к рисованию. Творчество дает маленькому человеку возможность активно познавать себя и окружающий мир, формирует его мироощущение. Многие родители считают, что наиболее важным является развитие речи и мышления у ребенка. Но все же занятия физической культурой не должны быть оторваны от речевой или другой деятельности. Движения малыша вполне могут развиваться в процессе игры. Например, с помощью кукольного театра Вы можете изобразить лес. При этом у ребенка организуется речевая деятельность: покажите ему отрывок из сказки — эпизод о зайчиках — они поют песенку, затем рассказывают стишки, им угрожает опасность — нужно спрятаться, но вот опасность миновала и зайки вновь радостно играют и т.д. Таких движений можно придумать огромное множество, все зависит от воображения взрослого. А после окончания спектакля попросите Вашего малыша повторить те движения, которые ему больше всего запомнились или понравились. Таким образом Вы ненавязчиво заставите ребенка двигаться и задействуете несколько видов памяти. Дома ребенок должен непосредственно развиваться в самых естественных условиях. Режим необходимо соблюдать лишь при организации быта: отдыха ребенка, питания, прогулок на свежем воздухе. Разнообразную игровую деятельность детей организуют в зависимости от их эмоционального состояния, потребностей, настроения, желания и здоровья. Вот, к примеру, игра «Самолетик», в которую можно играть с ребенком, как дома, так и на улице. Возьмите игрушечный самолет, рассмотрите его с ребенком, задайте вопросы: «Что это? Где у самолета крылья? Как он гудит? Куда летит самолет?» и т.д. Затем попросите ребенка изобразить самолет, пускай при этом он побегает по комнате и вместе с Вами повторяет стихотворение А. Барто «Самолет»: Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. После нескольких раз повтора такого занятия малышу понравится игра, и, возможно, он уже наизусть выучит стихотворение. Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только дома, но также и в свободное время на прогулке. Но, если игра совсем не знакома ребенку и требует от него довольно высокого умственного напряжения, малыша следует подготовить к ней. Иначе Вы рискуете вызвать у него негативное отношение к занятиям. Дидактические игры Использование дидактических игрушек или пособий нередко называют игрой: стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку, и считается, что игра состоялась. Но это совсем не так. Развивающая игра — это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием при занятии с ребенком. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действия. Цель игры всегда имеет два аспекта: 1) познавательный, т.е. то, чему Вы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотите ему передать; 2) воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям. В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка. Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для двухлетнего малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Скажем, постучать молоточком — починить машинку, или догнать маму и поймать брошенный ею мячик. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые Вы предлагаете ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в третьих — обменяться предметами и т.п. Игровые действия включают в себя обучающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с возможными участниками игры. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов. Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и конечно же для осуществления игрового замысла. Правила игры Важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания ребенка замысел, игровые действия и обучающую задачу. Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Их выполнение требует от малыша определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Но, для того чтобы игра действительно увлекла малыша, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с ребенком родитель вовлекает его в совместную деятельность, делает ее важной и значительной для малыша. Взрослый должен стать как бы центром притяжения в общении. Это очень важно на первых этапах знакомства с игрой, особенно для малышей двух лет. В то же время взрослый организует игру и направляет ее — он помогает ребенку преодолевать затруднения, одобряет его хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил, но и указывает на ошибки. Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная особенность развивающей игры. Развивающая игра Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы у ребенка. Кроме того, многие игры учат ребенка действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности. Малыш всегда стремится к чему-то новому, необычному, веселому. Поэтому для ребенка второго года жизни наиболее результативными будут игры-забавы. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Обучающая задача такой игры обычно занимает ребенка и не требует от него особых усилий. Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и их синтез в едином представлении. Вот пример одной из таких игр, которая называется «Что на картинке?». Цель этой игры — научить ребенка самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи ребенка. Материалом игры является предметное лото, которое состоит из карт. На них изображены знакомые ребенку предметы бытового окружения. Это может быть одежда, посуда, мебель, игрушки и т.д. Они обязательно должны быть изображены реалистично и красочно. В начале игры Вы раскладываете перед ребенком картинки и, рассматривая их, говорите, что на них изображено. Затем перемешиваете все карточки и раздаете их малышу. Он должен еще раз внимательно посмотреть на них, затем попросите, чтобы он дал Вам карточку с тем предметом, о котором Вы попросили. Не торопите малыша, пусть он хорошо подумает и наверняка укажет на верную карточку. Интерес малыша к этой задаче обеспечивается красочным игровым материалом. Кроме того, привлекательной для него является возможность применить свои знания, приобретенные в более раннем возрасте. А Ваше одобрение только может вселить в него уверенность и принести радостные переживания. Эта игра развивает речь малыша, способствует развитию образного мышления, воображения и его познавательного развития. Возможности ребенка как личности не могут полностью раскрыться сами по себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь. А для этого важно искренне любить ребенка, поддерживать его стремление к личной свободе и радости существования. Ребенок должен чувствовать, что он любим, что он может, когда сам этого захочет, активно проявлять себя, а взрослые уделяют ему внимание, несут душевную теплоту и спокойствие, привлекают к разнообразной деятельности, помогают, хвалят, дают возможность не только играть со сверстниками, но и побыть одному. Ребенок должен иметь свои любимые игрушки, вещи, маленький коврик на полу или какое-то другое пространство, где он мог бы один поиграть со своими игрушками, отдохнуть от окружающих, когда ему этого захочется.
Так по какому пути пойти? Я считаю, что в первую очередь необходимо подумать о здоровье малыша. Итак, если ребенок родился здоровым и не имеет противопоказаний можно начать заниматься закаливанием. В поликлинике, к которой относится наш дом, есть бассейн. Принимают детей с 2-х месячного возраста. Маме показывают упражнения, которые надо выполнять с ребенком, проделывают все упражнения вместе с мамой и назначают день, когда надо прийти и, показав полученный навык, получить следующие инструкции. Затем мама дома занимается с ребенком самостоятельно. Если вдруг что-то не получается, можно зайти к инструктору и получить исчерпывающую консультацию.
Спросите у врача ЛФК: какой вид спорта полезнее всего? Думаю, что ответ будет один - плавание! Действительно, все знают о полезных свойствах воды (помните: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!). При плавании брасом вы двумя руками выполняете синхронные гребковые упражнения. Это очень полезно для профилактики и лечения нарушения осанки. При горизонтальном положении тела работа сердца облегчается. Плавание укрепляет нервную систему, помогает правильному формированию костно-мышечной системы, улучшает дыхание и кровообращение. Малыш научится плавать, будет иметь хорошую фигуру и осанку. Особенно полезно плавание детям со сколиозом, деформацией грудной клетки, близорукостью, сахарным диабетом, гастритом, ожирением, легкой формой бронхиальной астмы.
Знаете ли Вы, что при лечении нарушений осанки в стационарах используют наряду с массажем, лечебной физкультурой еще и плавание?
Если в Вашей поликлинике такой услуги нет, что ж, в комнате здорового ребенка Вам покажут приемы массажа, расскажут о тех упражнениях, которые необходимо выполнять ребенку данного возраста. Также для Вас может быть интересен вариант плаванья в группе “Мать и дитя”. Мама находится в воде вместе с малышом. Некоторые бассейны предоставляют такую услугу.
Если бассейн Вам не доступен, тогда давайте рассмотрим другие варианты. Сейчас стало популярным проводить с детьми занятия ритмикой. Что это такое?
Ритмика или ритмическая гимнастика - это выполнение физических упражнений под музыку. Главное, пожалуй, в этих упражнениях правильное дыхание, именно на его координацию и облегчение направлены разнообразные движения. Во время занятий увеличивается вентиляция легких, постепенно вырабатывается навык правильного дыхания во время движения. С увеличением легочной вентиляции ткани организма лучше снабжаются кислородом, в них более продуктивно протекают окислительно-восстановительные процессы.
На ряду с ритмикой, проводятся занятия по аэробике и фитнесу. Фитнес имеет три направления: база, степ и фанк. Занятия проводятся как с детьми, так и со взрослыми. (У мамочек появляется шанс, не просто ожидать свое чадо на скамеечке, а заниматься самой параллельно с занятиями ребенка. Но это только в том случае, когда занятия в детских группах совпадают с занятиями в группах для взрослых.) В этом же направлении можно, как вариант, рассмотреть занятия хореографией. Это первая ступень на пути к классическому балету. Даже если Вы не ставите себе цель - сделать из ребенка знаменитого танцовщика(цу), занятия хореографией разовьют чувство ритма, помогут закрепить правильную осанку. Возможные ограничения по здоровью миопия. Возраст ребенка 3-4 года.
Очень большое распространение сейчас получили различные боевые искусства (восточные единоборства). Я не берусь анализировать их все. Прежде чем отдать ребенка в такую секцию, надо познакомиться с педагогом, посетить его занятия. Ведь для Вас главное не обучить ребенка боевым приемам, а дать ребенку определенную мышечную нагрузку (если Вы, конечно, не ставите себе целью вырастить еще одного Брюса Ли). Для оздоровления и укрепления организма я советую лечебную гимнастику У-ШУ. А ограничений по здоровью нет!
У-шу неразрывно связано с системами профилактической и лечебной гимнастики. Древнейшая из них известна как 12 упражнений ткачей шелка. Оздоровительные аспекты У-шу составляют неотъемлемую часть народной китайской медицины. Насколько они эффективны, судите сами: согласно китайским источникам овладевший системами У-шу повышает защитные свойства организма... постоянные занятия дают практическое умение в достижении крепкого здоровья и продлевают срок жизни... тогда человеку не понадобятся целые горшки лекарств. Выдающийся врач Древнего Китая - Хуа-то (141 203 гг.), использовал наблюдения за поведениями животных и на основе пластики их движений, поз, приемов борьбы создал лечебную гимнастику, из которой впоследствии образовались стили У-шу: оленя, тигра, медведя, обезьяны и журавля. Со временем сюда добавились стили богомола, змеи и дракона. Другой знаменитый врач и философ Ги Хон (284 364 гг.) разработал систему дыхательных упражнений гихон. Его теории внутренней и внешней работы легли в основу разделения школ У-шу на внутренние и внешние.
Лечебная гимнастика У-шу используется в качестве реабилитации во многих лечебных учреждениях. Моя подруга, учась в медицинском институте, рассказывала, что их водили на такие занятия и инструктора порой творили чудеса со своими пациентами. Я лично присутствовала на занятиях У-шу и мне понравились дыхательные упражнения. Заниматься можно начинать с 4 лет. Детям очень нравится, что каждое упражнение имеет свое название поза медведя, например.
Я не берусь разбирать с точки зрения полезности все виды спорта, но могу сказать, что лыжные прогулки очень полезны при вегетососудистой дистонии. Именно прогулки, а не интенсивные занятия. Первая польза при ВСД полезно бывать на свежем воздухе, вторая глубокое дыхание через нос. А если прогулки проводятся в лесопарковой зоне, то это еще и общение с природой! Вообще, лыжи - универсальное средство оздоровления (совершенствуются бронхо-легочная, сердечно-сосудистая, нервная системы и т.д.). А начинать заниматься можно с 3-х лет.
Думаю, каждый родитель желает здоровья своему ребенку. Наверное, и Вы уже решили, куда отдать своего малыша, а может, уже занимаетесь? Я лишь хотела рассказать о самых популярных, на мой взгляд, занятиях. К сожалению, не все имеют возможность платить за занятия, а кто-то и рад заплатить, да по близости нет ничего подходящего. Ведь расстояние это не маловажный фактор. Ребенка надо отвести на занятия, привести домой, и все это сочетать, порой, с работой!
Но если есть желание, то можно найти выход и из безвыходных положений. Возможно, Вы раньше сами занимались спортом и сможете показать ребенку необходимый минимум физических упражнений? Или зайдите в школу, в которой учится Ваш ребенок. Поговорите с директором, и договоритесь на безвозмездной основе проводить занятия по Вашему виду спорта. У нас так проводятся занятия по теннису. Все очень довольны! Не отчаивайтесь, если ничего из вышеперечисленного Вам не доступно! Роликовые коньки, самокаты, велосипеды, игры в мяч, скакалки и прочее на сегодняшний день доступны всем. Главное, чтобы ребенок чаще бывал на свежем воздухе и был подвижен. Ведь движение - это жизнь!
Писала я. что пустышку потеряли, так на следующий день Санька ее сама нашла, а я накануне с ног сбилась, где только не искала, все напрасно. И так она в нее вцепилась,что ходила с ней до обеда, я никак не могла отобрать, хотя мы с ней обычно только спим. Так что отучение от пустышки накрылось. Когда вечером легли спать она такой скандал закатила, что просто нельзя было не дать.
Вчера пошли со старшей дочей на танцы- хореографическая студия. Пришли, а детишки там в основном 6-7 лет, а нам 5,5. Но ничего, переоделись, построились, заиграла музыка и они пошагали в зал. Хореограф закрыла дверь и сказала родителям - все свободны на час. Первый раз так оставляю ребенка одну в незнакомом месте. Но ничего, ей понравилось, выбежала из зала очень довольная. Стоит такое удовольствие всего 320 руб. в месяц. Но платить пока не буду, вдруг еще передумает.
В народе существует миф: «Коль дитя скрипит зубами, значит мается глистами». Бояться не стоит, этот миф не имеет под собой никаких оснований. У скрипящих зубами детей глисты встречаются не чаще, чем у остальных.
Но выяснить причину возникновения скрежета (бруксизма) все-таки стоит, ведь он является непосредственной угрозой самим зубам.
Истинные причины этого явления еще точно не установлены. Это может быть проявлением стресса или нарушения регуляции глубины сна (еще к таким нарушениям относятся храп, ночные кошмары и ночной энурез). Чаще этот феномен встречается у детей дошкольного возраста или с соответствующей наследственностью, мальчики подвержены ему больше девочек.
Также ночной зубовный скрежет могут вызвать нарушение прикуса, нарушение строения зубного ряда или лицевого черепа.
Такую причину, как стресс нужно выделить особенно.
Взрослому человеку может показаться, что детский вариант стресса слишком облегчен по сравнению со своими катаклизмами, но дети менее защищены от него, им тяжело справиться со своей эмоциональностью. Виновником возникновения стресса может стать конфликт с родителями или сверстниками, просмотренный недавно страшный фильм, предстоящее выступление и многое другое.
Чтобы помочь своему крохе справиться с этим недугом, поговорите с ним о его проблемах и беспокойствах, попытайтесь развеять все его страхи.
Побеседуйте с ним перед сном, чтобы в постельку малыш отправился уже успокоенным. Проследите, чтобы последние часа полтора перед сном ребенок был занят спокойными играми, можете почитать ему или просто полистать книжку с картинками. За это время все мышцы расслабятся, и малыш будет спать спокойнее.
Не следует кормить ребенка непосредственно перед сном. Лучше после ужина отправиться на коротенькую прогулку на свежем воздухе, во время которой можно перекусить яблоком или морковкой, после чего можно принять расслабляющую ванну, которую тоже можно совместить с задушевной беседой.
Сладкого и конфет вечером тоже лучше избегать, крохе будет лучше погрызть каких-нибудь фруктов.
Все это поможет малышу расслабиться перед сном и спать спокойно и крепко.
Но независимо от причины возникновения бруксизма, со временем он прекратится. Ребенок его просто перерастет. Но если он все же продолжается и не проходит более нескольких месяцев, стоит обратиться к специалисту и ни в коем случае не пускать все на самотек! Ведь зубы могут подвергнуться серьезному износу, а малыш по утрам будет страдать от зубных и головных болей, возникающих при постоянной мышечной нагрузке.
Считается, что нечастый скрежет продолжительностью менее 10 секунд не требует лечения, но в других случаях стоит обследоваться и выяснить причину.