Когда-то нашла и сохранила себе таблицу примерных норм развития речи у деток. Может еще кому-нибудь пригодится.
Источник портал Солнышко
- Первый год жизни.
2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками - растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.
- Второй год жизни.
Стадия активной речи - автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель». В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.
К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.
- Третий год жизни.
Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000-1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).
Источник super-parents.ru
Возраст ребенка
|
Нормы развития речи
|
6
месяцев |
- Воспроизведение звуков с интонацией
- Реагирует на свое имя
- Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
- Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон
|
12 месяцев |
- Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)
- Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы
- Осознает социальное значение слова
|
18 месяцев |
- Имеет активный словарь около 5-20 слов
- Словарь состоит в основном из существительных
- Часто овторяет слово или фразу снова и снова
- Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием
- Способен выполнять простые команды
|
24 месяцев |
- Называет целый ряд объектов из своего окружения
- Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под
- Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова
- Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому
- Активный словарь примерно 150-300 слов
- Объем и высота голоса плохо контролируются
- Иногда правильно использует местоимения "Я" и "Ты". Хотя "Мне", и "Я" часто путают
- Начинают появляться понятия "Я" и "мои"
- Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)"
- Задает вопросы "Что это?"
|
36 месяцев |
- Правильно использует местоимения "Я" и "Ты"
- Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времи
- Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за
- Знает основные части тела и может показать их и назвать
- Активный словарный запас около 900-1000 слов
- Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым
- В речи начинают преобладать глаголы
- Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью
- Понимает и дает ответ на такие вопросы, как "что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?"
- Должен знать свой пол, имя, возраст, адресс, имена родителей
- Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает
|
48 месяцев |
- Знает названия знакомых животных
- Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
- Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
- Знает один или несколько основных цветов
- Может повторить 5 цифр
- Может повторить слова из четырех слогов
- Демонстрирует понимание понятий над и под
- Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким
- Легко следует простым командам
- Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки
|
60 месяцев |
- Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий
- Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.
- Может считать до десяти
- Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции
- Знает все гласные и согласные буквы
- Повторяет предложение до девяти слов
- Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)
- Выполняет за три команды, которые даны одна за другой
- Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников
- Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время
- Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня
- Речь в целом грамматически правильная
|
6
лет |
- Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени
- Речь полностью понятна и общественно полезна
- Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видить связи между объектами и событиями
- Активный словарный запас более 2000 слов
- Ребенок задает вопросы типа "Почему", "Зачем"
- Активное расширение словарного запаса
|
«Отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой.
Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:
- в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;
- в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»;
- в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;
- в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
- в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;
- в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.